| Дов Ханин
Дов Ханин

Нет никаких религиозных причин для запрета на работу тель-авивского трамвая в шабат

Нет никаких религиозных причин для запрета на работу тель-авивского трамвая в шабат

Израиль не должен отказываться от планов сделать шабат рабочим днем для строящегося тель-авивского трамвая. Мы, безусловно, можем найти способ реализовать этот план без ущерба для уникальности этого дня и без оскорбления чувств религиозной общественности Израиля, которая, как правило, категорически против работы общественного транспорта в шабат.

В своей колонке для «Йедиот Ахронот» Надав Эяль недавно написал по этому вопросу: «С социальной точки зрения, остановка работы легкорельсового транспорта приведет к дискриминации в отношении тех, кто не владеет автомобилем, поскольку их возможности передвижения в шабат весьма ограничены».

С экономической точки зрения, расчет, произведенный бухгалтерской фирмой BDO по запросу организации «Свободный Израиль» (которая добивается изменения религиозных законов, регулирующих светскую сферу в Израиле), показал, что запрет на работу легкорельсового транспорта в шабат обойдется Израилю в 880 миллионов шекелей в год.

Тем не менее, мы не должны превращать этот вопрос в точку трения между религиозным и светским секторами, поскольку это еще больше отдалит израильское общество от преимуществ транспорта в шабат: день освобождения от повседневных крысиных бегов; важное социальное движение свободы от работы и отдыха для души; передовая экологическая концепция заповедника во времени.

Скоростной трамвай — это принципиально иной вид общественного транспорта. Он чистый и тихий. Он также движется по установленному маршруту. Его эксплуатация не сопровождается шумом и загрязнением, как в случае с автобусами. Это поможет сократить использование частных автомобилей, которыми кишат дороги Израиля круглосуточно, даже в шабат.

Чтобы помочь религиозному и ультраортодоксальному населению, легкорельсовый транспорт может работать как шабатний лифт, который функционирует в особом режиме, автоматически, чтобы соответствовать еврейскому закону.

Мы также можем сделать бесплатный проезд в выходные дни, так что вопрос об оплате в шабат не будет стоять. У харедим также не должно возникнуть проблем с тем, чтобы Израиль нанял «шабес-гоев» — неевреев, привлеченных для выполнения обязанностей, которые евреи не могут выполнять в шабат, — для управления легкорельсовым транспортом.

И если после всего этого религиозный сектор все еще будет выступать против, мы можем отказаться от поезда, проходящего через город Бней-Брак, где проживают преимущественно харедим, если муниципалитет города потребует этого.

Как красноречиво сказал Эяль: «Прекращение работы легкорельсового транспорта в шабат не имеет под собой никакой правовой основы. Нет необходимости навязывать ему архаичный статус-кво, который навязывается автобусам».

Как видите, все практические религиозные проблемы, связанные с работой легкорельсового транспорта в шабат, могут быть решены. Если политики, однако, решат не разрешить движение, то это будет связано не с попыткой защитить святость дня отдыха, а с попыткой удовлетворить свои сиюминутные политические интересы.

Ynet, перевод Ларисы Узвалк  

Похожие статьи