| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Перспективы израильско-ливанских отношений на фоне газовых месторождений

Перспективы израильско-ливанских отношений на фоне газовых месторождений
Министр энергетики Ливана у карты морского шельфа Ливана и Израиля Фото: AP

В Израиле считают, что соглашение о морской границе с Ливаном может быть подписано в ближайшее время, хотя предстоящие недели могут оказаться напряженными из-за попыток «Хизбаллы» сорвать договоренности.

На прошлой неделе вице-спикер ливанского парламента Элиас Бу Сааб встретился в Нью-Йорке с американским посредником Амосом Хохштейном. Во вторник в Бейруте заявили, что ждут официального письменного предложения от посредника, которое должно поступить на этой неделе. Детали договора неизвестны, но в начале сентября сообщалось, что определенную роль в переговорах играет французский нефтегазовый концерн Total, который собирается заниматься разведкой и добычей газа на ливанском шельфе.

Франция официально не участвует в трехсторонних переговорах между Израилем, Ливаном и США, но ее влияние на ливанское руководство (особенно ее связи с президентом Мишелем Ауном) может сыграть важную роль в сближении сторон. Американская и французская помощь Ливану также может быть использована для оказания давления на ливанские власти против захвата страны «Хизбаллой».

Пока же двусторонний спор не будет решен, TotalEnergies не будет заниматься там какими-либо операциями. Однако, как заявил 6-го сентября президент Ливана Мишель Аун, TotalEnergies может помочь Ливану решить проблемы демаркации морских границ с Израилем.

Как сообщает корреспондент i24NEWS, главарь ливанской шиитской террористической группировки «Хизбалла» шейх Хасан Насралла подверг резкой критике Амоса Хохштейна, американского посредника в споре о морской границе между Ливаном и Израилем, назвав его «нечестным, скомпрометированным и поддерживающим Израиль (последнее, по мнению террориста, — самое страшное).

Непосредственно обращаясь к ливанскому правительству, участвующему в переговорах о морской границе, главарь «Хизбаллы» сказал, что «если вы хотите продолжать переговоры, продолжайте, но не в Накуре и не с Хохштейном, Франкенштейном или любым другим Штейном, ни один из которых нам не нужен!».

Так кто же такой Амос Хохштейн и какое он имеет отношение к Израилю? Амос Хохштейн — американский государственный деятель, лоббист, бизнесмен и дипломат, экс-спецпосланник США по международным энергетическим вопросам. Родился 4 января 1973 года в Израиле и служил в ЦАХАЛе. Хохштейн начал свою карьеру в Вашингтоне в комитете Палаты представителей Конгресса по иностранным делам. Он занимал государственные должности самого высокого уровня, в том числе был старшим советником по политическим вопросам Комитета по иностранным делам Палаты представителей. Позднее перешёл в частный сектор, став исполнительным вице-президентом по международным операциям в Cassidy & Associates, взаимодействовал с президентом Экваториальной Гвинеи Теодоро Обиангом Нгемой Мбасого, самым лолгоправящим африканским диктатором.

В 2014 году Хохштейн помог «проложить путь» к соглашению на 500 миллионов долларов о природном газе  между Израилем и Иорданией, посетив Амман 14 раз. Вместе с покойным президентом Израиля Шимоном Пересом он был «ключевым брокером» сделки по экспорту газа. Этим соглашением было завершено усилие, начатое госсекретарем Клинтон в 2011 году.

В 2015 года Барак Обама назначил Хохштейна помощником госсекретаря по энергетическим ресурсам. С марта 2017 года по сентябрь 2020 года он работал в Tellurian, частной СПГ-компании из Хьюстона, где занимал должность старшего вице-президента по маркетингу.

С ноября 2017-го по октябрь 2020 года работал в качестве независимого директора в наблюдательном совете «Нафтогаза» из которого ушел в отставку в октябре 2020-го. В декабре 2019-го внефракционный депутат украинской Рады Андрей Деркач заявил, что руководство «Нафтогаза» Украины под видом европейского газа и под прикрытием бывшего вице-президента США Джо Байдена продавало украинцам российский газ, заработав 1,5 млрд долларов.

В общем, можно отметить, что Хохштейн — это очень активный менеджер, к тому же умеющий находить общий язык и договариваться с любыми политическими фигурами по всему миру. Отметим, что именно президент Джо Байден пригласил Амоса Хохштейна в качестве посредника в начавшихся год назад под эгидой Соединенных Штатов переговорах между Израилем и Ливаном по урегулированию спора о морской границе.

Сами же переговоры начались после того, как Ливан подписал свой первый контракт на бурение в поисках нефти и газа у своего побережья с консорциумом, состоящим из энергетических гигантов Total, ENI и Novatek. Со своей стороны, Израиль заявлял, что ему принадлежит одно из двух месторождений в Восточном Средиземноморье — именно там, где Ливан хочет добывать нефть — и осуждал любые шаги Бейрута как «провокационные».

Пока же, несмотря на «предупреждения» ХАМАС, на месторождении «Кариш», как и было заявлено ранее, должна начаться закачка газа в резервуары, в связи с чем Яир Лапид неделю назад созвал совещание по безопасности.

В обсуждении участвовала верхушка системы обороны, в том числе министр обороны Бени Ганц. В ходе обсуждения ЦАХАЛ представил свои оценки различных сценариев, которые могут развиваться — от провокаций со стороны «Хизбаллы» до  эскалации после начала добычи.

Израиль проведет испытания газопровода, на которые может отреагировать «Хизбалла». Насралла сказал, что до завершения переговоров Израиль не может добывать газ: «Наши глаза и уши направлены на ”Кариш"».

Канцелярия премьер-министра Яира Лапида объявила вечером в понедельник, 19 сентября, что «Израиль считает возможным и необходимым достичь соглашения таким образом, чтобы это отвечало интересам граждан обеих стран». В канцелярии также заявили, что добыча газа с буровой «Кариш» не связана с переговорами и начнется без задержек, как только это станет возможным.

Стоит также отметить, что отдельные детали соглашения между Израилем и Ливаном, по всей видимости, не будут сразу обнародованы. Чтобы избежать утверждения в правительстве и разглашения деталей, премьер-министр намерен утвердить план соглашения о морской границе с Ливаном только на заседании кабинета безопасности.

В рамках установленного порядка при заключении международного соглашения с другой страной министр, ответственный за это, должен внести его на рассмотрение кнессета за две недели до подписания. Затем договор должен быть представлен на утверждение правительства. Однако в особых случаях правила позволяют министру не раскрывать детали соглашения общественности и утвердить его на кабинете безопасности.

Согласно источникам, близким к участникам переговорного процесса, в правительстве изучают возможность изменить формулировку соглашения с «установления границы» на «обозначение границы». Это даст возможность избежать необходимости утверждения договора в кнессете.

Согласно закону, принятому в 2014 году, в случае, если правительство решило ратифицировать или подписать соглашение, по которому «если закон, судебная и политическая власть Государства Израиль больше не будут распространяться на определенную территорию, требуется одобрение большинством кнессета минимум в 80 депутатов».

Пока же официальные лица в Ливане, Израиле и США подтвердили в последние дни, что соглашение может быть достигнуто в ближайшее время. По информации источников, переговоры будут включать в себя значительные уступки Израиля и предоставление Ливану права на газовое месторождение Кана. План соглашения представляет собой установление компромиссной линии границы, с которой обе стороны могут смириться. Однако Израиль пообещал потенциальным покупателям газа в Европе, что начнет добычу в конце сентября.


Похожие статьи