Результаты исследования, проведенного Израильским институтом демократии, недавно опубликованные в ежегодном отчете «Религия и государство в Израиле», в очередной раз демонстрируют, что, хотя религиозное население не будет пользоваться общественным или частным транспортом в шабат, большинство светских евреев поддерживают его введение.
Эти данные согласуются с результатами предыдущих опросов, проведенных другими организациями, которые показали, что подавляющее большинство светских евреев выступают за использование общественного транспорта в шабат. Учитывая такую широкую поддержку, какие аргументы приводят оппоненты?
В конце концов, демократическое государство должно учитывать предпочтения своих граждан, насколько это возможно, тем более, когда от отсутствия общественного транспорта в шабат больше всего страдают социально слабые слои населения, которые не имеют собственных автомобилей и не могут позволить себе такси, а также неевреи, чья свобода передвижения по стране в выходные дни ограничена.
Общественный транспорт в шабат нарушает еврейский закон
Один из аргументов, который могут привести оппоненты, заключается в том, что общественный транспорт в шабат нарушает еврейский закон (Галаха), и поэтому они не могут согласиться с этим.
Однако государство Израиль не подчиняется Галахе, и ни один религиозный человек не ожидает, что улицы Тель-Авива будут в шабат похожи на улицы Бней-Брака.
Хотя религиозные граждане могут сожалеть о том, что их соседи не соблюдают шабат, если у них есть претензии к государству, то состоят они не в том, что оно участвует в осквернении субботы.
Более убедительный аргумент состоит в том, что отсутствие общественного транспорта в шабат вытекает из его еврейского характера, понимаемого в культурном, а не в религиозном смысле.
Сторонники этого аргумента любят цитировать Хаима Нахмана Бялика и Рахель Кацнельсон, которые выступали против публичного осквернения шабата. (Кстати, в 2019 году в знак протеста против решения о разрешении общественного транспорта колонна машин проехала по улицам Бялика и Кацнельсона в Тель-Авиве с плакатами, цитирующими этих общественных деятелей). Однако это все было и прошло.
С демократической точки зрения, уважающей мнение граждан, то, что евреи думали о шабате сто лет назад, сегодня не имеет значения. Важно то, что чувствуют еврейские граждане сегодня, и на этот вопрос исследования Израильского института демократии и других организаций дают однозначный ответ.
С другой стороны, в те времена, когда почти никто в Тель-Авиве не имел личного автомобиля, закрытие дилижансов в шабат могло бы способствовать созданию особой атмосферы этого дня.
Однако сегодня, когда город заполняют тысячи машин, кафе открыты, а музыка звучит на каждом углу, трудно понять, почему автобусы (а в ближайшем будущем и скоростной трамвай) должны оказывать какое-то особое или вредное влияние на атмосферу шабата.
Транспорт в Шаббат нарушает образ жизни соблюдающих евреев
Последний аргумент, который могут выдвинуть противники общественного транспорта в шабат — это то, что он нарушает образ жизни религиозных евреев.
Однако никто не предлагает пускать автобусы в шабат в религиозных кварталах или городах, что в любом случае было бы невыгодно.
Что касается религиозных евреев, живущих в смешанных кварталах, то почему общественный транспорт должен беспокоить их больше, чем личные автомобили, когда совершенно очевидно, что никто не думает о запрете личного транспорта?
Учитывая явную слабость аргументов против общественного транспорта в шабат, тот факт, что некоторые религиозные до сих пор их выдвигают, вероятно, объясняется тем, что они считают борьбу за шабат символической, своего рода последним шансом.
Если они проиграют это дело, историческая борьба за шабат в еврейском государстве будет обречена. Однако, к лучшему или к худшему, битва уже практически проиграна.
В последние десятилетия характер шабата в общественном пространстве полностью изменился: спортивные и развлекательные центры открыты без ограничений, а торговые центры полны покупателей.
В этих условиях противники общественного транспорта ведут борьбу с ветряными мельницами. В сегодняшней реальности это просто бессмысленно.
Единственным источником оптимизма является то, что довольно значительное число религиозных евреев (30-40%) и еще большее число традиционалистов поддерживают общественный транспорт в Шабат.
Эта поддержка показывает, что многие религиозные евреи смирились с тем, что совместная жизнь требует компромиссов с обеих сторон, и что и религиозные, и светские заинтересованы в создании справедливых правил, уважающих весь спектр граждан.
Возможно, этот голос будет услышан в следующем Кнессете и объединится со светским голосом для продвижения изменений в вопросе общественного транспорта в шабат. Если вы захотите, это не будет сказкой.
Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда