| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

«Религиозный сионизм» или религиозный экстремизм?

«Религиозный сионизм» или религиозный экстремизм?

Коллизии, происходящие в израильском обществе, привели к тому, что сегодня, согласно всем опросам общественного мнения, на третьем месте среди самых популярных политических сил обосновался альянс «Религиозный сионизм» — блок правых национально-религиозных партий «Ха-Ционут ха-Датит» и «Оцма Йегудит», которому прогнозируют 14 мандатов.

Лидер партии «Ха-Ционут ха-Датит» Бецалель Смотрич заседает в Кнессете начиная с 20-го созыва. Был министром транспорта в 34-м правительстве Израиля. Заявления Смотрича вызывали многочисленные скандалы. Здесь и гомофобные высказывания, и призывы запретить продажу домов арабам, и требования построить государство Галахи, и многое другое, что, с одной стороны, вызывает резкую критику, а с другой — усиливает его позиции на крайне правом фланге политического спектра.

Лидер крайне правой партии «Оцма Йегудит» Итамар Бен-Гвир — адвокат, известный защитой еврейских радикалов в судах. По итогам выборов 2021 года Бен-Гвир впервые попал в Кнессет от избирательного списка «Оцма Йегудит». В качестве депутата постоянно выступал с провокационными высказывания против арабского населения и левых партий, а его провокационные действия не раз проводили к столкновениям поселенцев и ультраправых активистов с радикалами из арабской среды. И хотя все эти выходки практически всегда порицались общественностью и членами правительства, как показывают события последних месяцев, «религиозный сионизм» перерастая в «религиозных экстремизм», с каждым днем находит новых сторонников.

Высказывания и поступки Бен-Гвира привели к тому, что еще в сентябре сенатор от Нью-Джерси демократ Роберт Менендес «выразил озабоченность» по поводу политических партнеров Нетаньяху, особо упомянув «Оцма Йегудит» и заявив, что у него имеются «серьезные опасения» относительно перспектив партнерства между Нетаньяху и «экстремистскими личности, такими, как Бен-Гвир» в потенциальном правительстве. И хотя это явно можно считать вмешательством в ход выборов, официальные лица из администрации Байдена, а также еврейские организации Соединенных Штатов выразили обеспокоенность возможностью того, что Итамар Бен-Гвир получит министерский портфель в следующем правительстве, если его будет формировать Биньямин Нетаньяху.

Возможно, «мнение» американцев не так уж сильно напрягает Нетаньяху сегодня, но, с другой стороны, можно отметить, что популярность блока «Религиозный сионизм» сегодня растет в основном за счет избирателей «Ликуда», что, естественно, не может нравиться Нетаньяху. Сообщалось, что Нетаньяху и Бен-Гвир договорились действовать согласованно до выборов. Нетаньяху хочет сосредоточить внимание Бен-Гвира на аудитории правых экстремистов и не заинтересован в том, чтобы тот проводил кампанию среди электората «Ликуда». Но, видимо, пока так не получается.

В этой связи на днях даже произошёл скандал, когда Нетаньяху не захотел делать совместное фото с Бен-Гвиром в Кфар-Хабаде, где они оба находились на праздновании Симхат Тора. Нетаньяху отказался выйти на сцену, где стоял Бен-Гвир, и потребовал, чтобы ультраправого политика увели. Несколько организаторов откликнулись на просьбу и попытались Бен-Гвира подвинуть со сцены, на что он закричал: «Позор вам!».

Кроме того, хотя союз Смотрича и Бен-Гвира и является детищем Нетаньяху, который без них не сможет получить власть, все же является для него хоть и родным «ребенком», но таким, которого надо немножко стесняться, чтобы не оттолкнуть умеренных ликудников.

Стоит отметить, что правительство Нетаньяху, если оно будет сформировано, принесет в Израиль совсем уж «интересные» события. Смотрич накануне сообщил о реформировании законов, чтобы исключить из числа преступлений «мягкую коррупцию», а председатель «Яадут А-Тора» сообщил, что математика и английский язык не приносят стране никаких экономических успехов. При этом «желание» ультраортодоксальных сподвижников Нетаньяху взять под «свой контроль» еще и и министерство финансов, явно пугает очень многих.

На днях партия «Религиозный сионизм» представила программу «Закон и справедливость», касающуюся реформирования юридической системы страны. Центральным пунктом этой программы является отмена параграфа уголовного кодекса об обмане общественного доверия. В коалиции уже заявляют, что Смотрич действует в интересах Биньямина Нетаньяху, обвиняемого именно в обмане общественного доверия по делам 1000, 2000 и 4000.

Для того, чтобы обвинить чиновника в получении взятки, требуется доказать не только факты получения им незаконных подношений, благ или услуг, но и причинно-следственную связь между этими «дарами» и использованием должностных полномочий в пользу дарителя. «Просто» незаконные подношения и «дружеские» благодеяния должностных лиц знакомым бизнесменам подпадают под статью «Мошенничество и нарушение общественного доверия», которую собираются аннулировать политические союзники Нетаньяху, что приведет к отмене всех его уголовных дел.

Министр юстиции Гидеон Саар прокомментировал планы «Религиозного сионизма»: «В ходе коалиционных переговоров в 2019 году Смотрич предлагал изменить закон о депутатском иммунитете. Теперь он предлагает декриминализовать мошенничество и нарушение общественного доверия. Цель одна и та же: отменить суд над Нетаньяху. Программа политизации судебной системы и выхолащивание ее способности бороться с коррупцией в коридорах власти не служит интересам граждан Израиля. Мы не позволим этому случиться».

Как показывают события, агрессивная риторика Бен-Гвира приносит ему не только голоса ультраправых избирателей. Так, на днях глава списка «Байт Йегуди» Айелет Шакед попросила Бен-Гвира прекратить нападки на ее партию и отказаться от кампании «Шакед не преодолевает электоральный барьер». В этом случае Шакед пообещала Бен-Гвиру не присоединяться к правительству Нетаньяху, если тот решит не предоставлять Бен-Гвиру пост министра.

Бен-Гвир отклонил это предложение, отметив, что «Байт Йегуди» в любом случае не проходит в Кнессет. По словам Бен-Гвира, он не доверяет Шакед, которая способна вновь взять голоса правых избирателей и отдать их левому лагерю. «Я не буду заключать с ней сделку против Нетаньяху», — сказал он. Следует напомнить, что ранее Итамар Бен-Гвир пытался убедить приближенных Нетаньяху прекратить нападки на Шакед, так как ее провал невыгоден правому блоку. Однако, по сообщению «Кешет», Сара Нетаньяху настояла на продолжении агрессивной тактики в отношении главы списка «Байт Йегуди». По результатам опросов, опубликованным 18 октября, «Байт Йегуди» набирает менее 2% голосов.

Несмотря на все перипетия взаимодействия «Ликуда» с «Религиозным сионизмом», они как «дружественные» партии, не желающие терять поддержку избирателей, подписали соглашение об «остаточных голосах». Такое же соглашение подписали между собой партии ШАС и «Яадут а-Тора». «Мерец» договорилась с «Аводой», «Еш Атид» — с «Махане Мамлахти».

Без договоренностей остались НДИ, РААМ и ХАДАШ-ТААЛЬ. Арабские партии перессорились друг с другом. Лидер НДИ Авигдор Либерман объявил, что его партия не заключила соглашения ни с кем, потому что «только она не виляет и обязуется создать правительство без Нетаньяху и харедим».

Система «хескем ха-одафим» (остаточные голоса) применяется, когда, после подсчета всех голосов, определяется количество мандатов у каждой партии, согласно «стоимости» одного места в процентах голосовавших. Однако это редко получается ровно — у партий остаются проценты, которых не хватает для получения одного мандата. Если между партиями существует договоренность, остаточные проценты получает та из двух, которой меньше требуется для получения полного мандата.

Однако, как показывают события последних месяцев, практически никакие союзы или заявления и даже «выходки» отдельных депутатов никак особо не влияют на расколотое практически пополам общественное мнение. И, согласно результатам опроса, если бы выборы в Кнессет 25-го созыва состоялись сегодня, то «Ликуд» набрал бы 31 мандат, а «Еш Атид» и «Махане Мамлахти» получили бы 24 и 11 мандатов соответственно. «Религиозный сионизм» набирает 14 мандатов, ШАС — 8, «Яадут а-Тора» — 7, НДИ и «Авода» — по 6, «Мерец» — 5, ХАДАШ-ТААЛ и РААМ — по 4 мандата.

В итоге блок сторонников Нетаньяху набирает 60 мандатов, блок противников — 56. И если кто-то слева или справа «не треснет», то страна пойдет на шестые досрочные выборы. Хотя, как говорится в Израиле, это «нахон ле а-йом» — верно только на сегодня. Завтра все может измениться и, скорее всего, изменится.

Похожие статьи