Последние несколько лет на Даунинг-стрит, 10 были весьма бурными. На прошлой неделе Лиз Трасс, которая продержалась на этом посту чуть более шести недель, стала третьим премьер-министром, ушедшим в отставку с начала 2019 года.
Но хотя лидеры Консервативной партии меняются, некоторые вещи остаются неизменными: все премьеры-тори поддерживали тесные связи с еврейской общиной и проводили правую внешнюю политику, которая является неизменно произраильской и ястребиной в отношении врагов в Ближневосточном регионе.
Риши Сунак, бывший секретарь казначейства и первый в истории Великобритании цветной, ставший премьер-министром, продолжает эту тенденцию.
Фактически, Сунак продемонстрировал готовность обсудить вопрос о переносе израильского посольства в Иерусалим — шаг, который исторически отвергался всем политическим спектром Великобритании, включая консерваторов.
Выступая в августе на мероприятии «Консервативных друзей Израиля», он сказал, что имеются «очень веские основания для перевода посольства», что будет означать признание Великобританией Иерусалима столицей Израиля.
Хотя администрация Дональда Трампа перенесла посольство США в Иерусалим и вдохновила другие страны последовать этому примеру, большая часть международного внешнеполитического истеблишмента выступает против, утверждая, что этот шаг нарушает израильско-палестинский мирный процесс и препятствует созданию палестинского государства.
Сунак признал, что ему придется столкнуться с сильной оппозицией против переноса посольства как внутри своей партии, так и за ее пределами. После того, как экономическая политика Трасс усугубила и без того раздувающийся инфляционный кризис, Сунак, скорее всего, в начале своего пребывания в должности будет стремиться решить внутренние проблемы.
Сунак, похоже, принадлежит к новому поколению лидеров Консервативной партии, которые продемонстрировали готовность расходиться с политикой, проводимой на протяжении десятилетий Министерством иностранных дел королевства, которое, по общему мнению, предпочитает поддерживать с Израилем прохладные отношения, чтобы не сердить арабский мир.
В 2018 году принц Уильям положил конец тому, что воспринималось как продолжавшийся десятилетиями неофициальный бойкот официальных визитов в Израиль высокопоставленных членов британского королевского дома. Правительство Терезы Мэй, предшественницы Бориса Джонсона, сыграло центральную роль в содействии этому визиту.
В августовском интервью лондонской газете Jewish Chronicle Сунак, бывший менеджер хедж-фонда, сколотивший вместе с женой (дочерью основателя индийского ИТ-гиганта Infosys) состояние в сотни миллионов долларов, отверг утверждения о том, что Израиль является государством апартеида, как его в последние годы называют некоторые правозащитные организации.
«Утверждение об апартеиде не только фактически неверно, но и откровенно оскорбительно. Как и любое государство, Израиль не идеален, но это динамично развивающаяся многоэтническая демократия со свободной прессой и верховенством закона. Он является сияющим маяком надежды в регионе автократий и религиозных экстремистов», — сказал Сунак.
Семья Сунака не понаслышке знакома с африканским колониализмом. Он родился в Саутгемптоне, городе, расположенном примерно в 120 км к юго-западу от Лондона, но его отец, врач, родился в Кении, а мать, фармацевт, — в Танзании.
В Восточной Африке ранее проживало значительное количество этнических индийцев, которые поселились там, когда все эти страны входили в Британскую империю. Родители Сунака переехали в Саутгемптон, где проживает значительное южноазиатское меньшинство, в 1960-х годах.
Авраамские соглашения, которые с 2020 года установили дипломатические отношения между Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами, Марокко и Бахрейном, «доказали, что мир между Израилем и его арабскими соседями возможен», и «продемонстрировали огромные преимущества, которые приносит нормализация», — сказал Сунак Jewish Chronicle. Британия, добавил он, «находится в сильной позиции, чтобы использовать свои исторические отношения с другими странами Персидского залива для расширения Соглашений, и я бы хотел, чтобы британские дипломаты уделяли этому больше внимания».
Что касается еврейского аспекта во внйтренней политике, то Сунак поддержал планы по созданию большого музея Холокоста рядом со зданием парламента в Лондоне. Он также выразил обеспокоенность по поводу антисемитизма и высказался в поддержку финансирования групп безопасности еврейских общин.
Исповедующий индуизм Сунак стал первым нехристианином на посту премьер-министра (еврей Бенджамин Дизраэли, который занимал пост премьер-министра дважды в 19 веке, был крещен в англиканство в детстве). Избрание Сунака широко отмечалось в Индии.
Избрание Сунака имеет «огромное значение для евреев, которые могут увидеть кого-то из меньшинства, соблюдающего религиозные обряды, на посту премьер-министра», — сказал Jewish Insider Джонатан Сацердоти, британский журналист, регулярно пишущий об антисемитизме: «Между двумя конфессиями есть общие черты, которые эти две религиозные группы признают, и для еврейской общины отрадно, что он будет понимать, что значит расти в Великобритании как британец, но при этом принадлежать к религиозному и этническому меньшинству».
Ynet, перевод Ильи Амигуда