| Бренда Каттен
Бренда Каттен

Страна инноваций, остро нуждающаяся в инновациях

Страна инноваций, остро нуждающаяся в инновациях
Протест против дороговизны жилья на площади у Кнессета в этом году Фото: YONATAN SINDEL/FLASH90

Несмотря на статистику, согласно которой в финансовом отношении Израиль живет лучше, чем большинство стран, на самом деле мы превратились в двухклассовое общество, состоящее из имущих и неимущих.

В этом году я провела Рош а-Шана в Лондоне. В эти дни широко освещалась деятельность нового премьер-министра Лиз Трасс, чья сомнительная концепция остановки инфляции попала на страницы британской прессы и привела к ее отставке всего через 44 дня после избрания. С тех пор было много написано о том, как Британия будет справляться с растущими ценами на топливо, выплатами по ипотеке и просто сведением концов с концами.

Поскольку фунт стерлингов находится на рекордно низком уровне, а шекель — на рекордно высоком, финансовые новости в Великобритании представляли для меня особый интерес (как и для всех израильтян, живущих на британские пенсии). Как хорошо я помню старые добрые времена, когда обменный курс составлял восемь шекелей за фунт.

После возвращения домой я с нетерпением ждала выступления заместителя управляющего Банка Израиля Эндрю Абира. Его выступление называлось «Возвращение инфляции? Вызовы для монетарной политики». Мероприятие было организовано Ассоциацией Израиля, Великобритании и Содружества (IBCA).

Почему цены на жилье в Израиле такие высокие?

Абир, уроженец Великобритании, говорит, что по сравнению со многими странами, в Израиле все хорошо, здесь полная занятость, а работники сферы высоких технологий получают внушительные зарплаты. Однако, когда дело доходит до покупки жилья, картина несколько меняется, поскольку за последний год цены взлетели до рекордно высокого уровня, сделав практически невозможным для многих стать приобретение недвижимости. Причина, как объяснил Абир, заключается в том, что количество строящихся новых домов намного ниже необходимого.

В 2021 году было начато строительство 63 тысяч домов, однако, по данным Израильской строительной ассоциации, для удовлетворения спроса необходимо ежегодно начинать строить 100 тысяч домов. Когда спрос превышает предложение, неизбежно растут цены, что приводит к тому, что многие не могут приобрести квартиру. Абир сказал (возможно, с иронией), что он готовит палатку в своем саду для своих детей.

Планы нынешнего правительства включают обязательство обеспечить ежегодное строительство 70 тыс. многоквартирных домов к 2025 году. Однако с постоянной сменой правительств обязательства отходят на второй план. Абир согласился с этой печальной реальностью, объяснив проблемы на рынке жилья отсутствием преемственности правительств, без которой невозможно добиться заметных изменений к лучшему. Неизбежное ухудшение состояния нашей системы образования, а также нехватка врачей и медсестер в равной степени объясняются нестабильностью управления.

Израиль: Страна имущих и неимущих

Осталось два дня до пятых выборов за четыре года, стоимость которых оценивается в 2,9 миллиарда шекелей. Хотя нас информируют о том, что в финансовом отношении дела в Израиле обстоят лучше, чем в большинстве стран, на самом деле мы превратились в двухуровневое общество, состоящее из богачей и неимущих. Йосеф Гитлер, глава организации «Лекет», которая собирает продукты питания для раздачи 250 000 гражданам каждую неделю, поскольку они не могут позволить себе прокормить себя сами, рассказал, что пожилым людям требуется помощь по многим дополнительным направлениям, причем некоторым приходится выбирать между покупкой продуктов и включением отопления.

ГИТЛЕР ДОБАВИЛ, что в тяжелой ситуации оказываются отнюдь не только люди пожилого возраста. Многие из молодого поколения оказались в такой же ситуации. Понимают ли наши политики эту тревожную реальность — особенно для страны, которая, как считается, находится в хорошем финансовом положении?

Высокая стоимость жизни в Израиле плюс неверие когда-либо заиметь собственную квартиру, сказывается на многих молодых парах. Они смотрят в сторону других стран, где стоимость жизни более приемлема. Читатели, возможно, видели недавнюю программу на i24 news, в которой рассказывалось о Португалии, привлекающей израильтян. Интервьюируемые говорили о том, насколько легче им живется в Португалии, чем в Израиле. Стоимость жизни значительно ниже (на 48%). Некоторые из них уже приобрели собственный дом, что было невозможно, если бы они остались в Израиле.

Другие участники программы назвали высокую стоимость аренды жилья в центре страны, где находится большинство рабочих мест, причиной того, что израильтяне ищут дом в другом месте. Израилю не удалось разместить промышленность, высокие технологии и инновационные проекты в периферийных районах. Где планы по созданию транспортной инфраструктуры, которые позволят сократить время в пути и предложить рабочие места и жилье по доступным ценам?

Недавно, путешествуя на автомобиле в Эйлат и обратно (чего я не делала уже много лет), я наблюдала огромные открытые пространства пустыни, буквально умоляющие, чтобы на них построили промышленные предприятия и жилье, но, прежде всего, — шоссе и железнодорожные линии. Что случилось с мечтой Бен-Гуриона о развитии Негева? В нашей маленькой стране при наличии современной инфраструктуры расстояния имели бы гораздо меньшее значение.

Однако, к сожалению, вместо того, чтобы заниматься нуждами Израиля и его населения, мы снова катаемся на электоральной карусели, которая вполне могут привести к шестым или даже седьмым выборам. Шансы на формирование нового правительства очень малы. Даже если потенциальному премьер-министру удастся собрать магический 61 мандат, можно только догадываться, как долго просуществует такое правительство.

Во время недавно закончившегося праздника Суккот мы читали Коэлет (Экклезиаст). Там нам напоминают, что «для всего есть свое время...». Несомненно, сезон уже давно настал, чтобы создать инструменты, способные реализовать избрание правительства, которое заботится о своем народе, а не о себе. Наша нынешняя избирательная система — это демократия, сошедшая с ума. Сезон для инноваций уже давно наступил.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи