| Херб Кейнон
Херб Кейнон

Третье царствование Биби?

Третье царствование Биби?

Он вееееернулся (или, по крайней мере, так кажется на первый взгляд)!

Если верить экзит-полам и если коалиционные переговоры пройдут так, как ожидается, то наиболее вероятным кандидатом на пост следующего премьер-министра Израиля будет Биньямин Нетаньяху, человек, который уже занимал эту должность 15 лет и три месяца, сначала в 1996-1999 годах, а затем в 2009-2021 годах.

Он станет первым израильским политиком, проработавшим на этом посту три срока без перерыва.

Он также станет первым премьер-министром, правление которого зависит от самой ультраправой партии.

Те, кто в июне 2021 года, когда Нафтали Беннет был приведен к присяге в качестве премьер-министра, заявляли, что эпоха Нетаньяху осталась в прошлом, ошибались. Те, кто трубил о «падении царя Биби», повели себя опрометчиво.

Убежденный в том, что его подставила судебная система, он продолжает бороться и отстаивать свою невиновность раз за разом.

Они переоценили значение, которое страна придает тому факту, что Нетаньяху находится под судом по обвинению во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием. Очевидная победа Нетаньяху, несмотря на судебные дела против него, показывает недоверие общества к судебной системе.

На этот раз Нетаньяху помогли трудности, возникшие в судебном процессе после того, как страна в последний раз ходила на выборы в марте 2021 года. В последующий год возникли серьезные проблемы с тем, как государство проводило расследование и судебное преследование по этому делу. То, что в свое время было представлено в СМИ как почти беспроигрышный вариант, в последние месяцы выглядело совсем иначе. Это тоже заставило некоторых избирателей вернуться к правым.

И те, кто объявил о конце эры Нетаньяху, недооценили степень, в которой личная безопасность мотивирует голосование людей в этой стране. Как это было в 1988, 1996 и 2001 годах, всплеск терроризма в преддверии выборов возымел свое действие. Терроризм усилил у многих чувство незащищенности, которое вылилось в голоса за «Ликуд» и «Религиозный Сионизм» Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира.

Израиль прошел долгий путь с выборов 1992 года, когда Ицхак Рабин победил Ицхака Шамира. На тех выборах «Авода» и «Мерец», две левые сионистские партии, получили в совокупности 56 мест. Вчера вечером прогнозировалось, что они получат 9-10 мест.

Что произошло за прошедшие 30 лет? Крах соглашений в Осло из-за разгула терроризма и неспособности палестинцев пойти на компромисс. Вторая интифада. Уход из Газы и его катастрофические последствия.

Выборы 1-го ноября — лишь последнее отражение правого крена израильской политики, но не из-за черствости сердца, как утверждают некоторые, оторванные от жизни в этой стране, а из-за суровой реальности.

Возвышение Бен-Гвира также имеет свои корни в этом. Почему в 2020 году Бен-Гвир получил 19 402 голоса, а прошлой ночью — сотни тысяч? Потому что за два года так много израильтян вдруг стали расистами? Нет. Из-за беспорядков в смешанных городах во время операции «Страж стен» в мае 2021 года; из-за беззакония на юге; из-за терроризма; из-за страха, который испытывают сотни тысяч израильтян, когда едут по дорогам Иудеи и Самарии; из-за желания, чтобы кто-то стал жестким и «навел порядок».

Результаты голосования во вторник вечером заставят антибиблейский блок задуматься. Термин «Анти-Биби» предпочтительнее, чем «левоцентристский блок», потому что многие в этом блоке в вопросах внешней политики и безопасности не менее правы, чем сам Нетаньяху.

Почему они потерпели неудачу? Почему их «антибибиный месседж» не смог убедить половину страны? Почему так много людей готовы голосовать за тех, кого они называют «силами тьмы», а не за тех, кто видит себя омытым светом?

Почему? Потому что большинство страны не купилось на апокрифическое предупреждение о том, что голосование за Нетаньяху и правых будет означать конец судебной ветви власти, разумности, порядочности и самой демократии. Они услышали предупреждение Рама Бен-Барака о том, что нацисты пришли к власти демократическим путем, и содрогнулись.

Нынешний избирательный цикл начался в апреле 2019 года — и тогда, даже в большей степени, чем во время недавней кампании, речь шла о Нетаньяху. В то время блок Анти-Биби боролся против правительства Нетаньяху, которое опиралось на умеренного Моше Кахлона. Сорок четыре месяца и пять выборов спустя, и что же получается: Нетаньяху остается, но в коалиции, которая, скорее всего, будет опираться на Смотрича и Бен-Гвира.

Когда главы блока Анти-Биби смотрят в зеркало и думают о том, чего они добились после 44 месяцев и пяти выборов, трудно поверить, что кто-то из них может честно сказать: «Работа сделана хорошо».

Ведь, в конце концов, Нетаньяху все еще здесь, а они — по крайней мере, те, кто сидит за столом кабинета министров и в правительстве — похоже, скоро уйдут.

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи