| Трой Фрицханд
Трой Фрицханд

Что означает успех праворелигиозного блока для будущего Израиля?

Что означает успех праворелигиозного блока для будущего Израиля?
Глава партии ШАС Арье Дери выступает перед сторонниками во время объявления результатов экзит-полов на выборах 1 ноября. Фото: YOSSI ZAMIR/FLASH90

Результаты выборов в Кнессет 25-го созыва заставили многих в Израиле и за рубежом задуматься о том, что здесь происходит. Если посмотреть на результаты, то можно увидеть огромный выигрыш «Религиозного Сионизма», ШАС и «Яадут а-Тора». Эти партии вместе с «Ликудом» Биньямина Нетаньяху, скорее всего, сформируют следующее правительство.

Многие в Соединенных Штатах и в Европе били тревогу в преддверии выборов, выступая с тонко завуалированными угрозами о нежелании работать с будущим правым правительством. Более того, избиратели в Израиле рассматривали потенциал право-религиозного правительства как экзистенциальную угрозу для израильской демократии и международному положению еврейского государства. Я считаю, что многие из этих утверждений, независимо от того, правдивы они или нет, игнорируют неизбежное: право-религиозная часть населения Израиля растет.

Прошлое

Современный Израиль создала и долгое время возглавляла партия Бен-Гуриона «Мапай», которая была откровенно социалистической по своей политике и идеологии. Эта идеология требовала подавление внешних проявлений еврейства в общественных местах, за исключением праздников и шабатов. Однако после Шестидневной войны произошел сдвиг в идеологических взглядах израильтян.

Менахем Бегин, пришедший к власти в 1977 году, был первым правым премьер-министром Израиля. С тех пор Израиль возглавляли преимущественно правые или праволиберальные политики и партии. Так выражалось изменение населения, которое становилось все более националистическим и религиозным. Конечно, это сопровождалось гораздо более высокой рождаемостью в более соблюдающих секторах общества, где неудивительно встретить семьи с шестью и более детьми. По мере того как росли эти дети, менялся и демографический состав страны.

Настоящее

Простое погружение в текущий демографический расклад Израиля покажет, что левые взгляды его основателей совершенно не в моде у современных граждан. Это проявляется не только на выборах, где ранее доминировавшие партии, такие как «Авода» и «Мерец», либо едва достигают избирательного порога, либо не достигают его вовсе, но и в обществе. Сегодня более 60% офицеров ЦАХАЛа носят кипы и считают себя религиозными. Эти офицеры уходят со службы и занимают должности в правительстве, в сфере высоких технологий, в научных кругах и медицине. В целом, эти люди голосуют за более правые партии.

Самым быстрорастущим сегментом населения в Израиле сегодня являются харедим. Имея самые высокие показатели рождаемости в стране, они имеют все шансы стать большинством населения в ближайшие полвека. По мере их роста и дальнейшего продвижения по пути интеграции, как это происходит в последнее десятилетие, они также найдут себе места на госслужбе, в хай-теке, науке и медицине. Харедим, конечно же, голосовали за ШАС или «Яадут а-Тора».

Эти две группы, в сочетании с уже националистическим и традиционным населением Израиля, в значительной степени заставили замолчать левые партии в Израиле сегодня. На самом деле, если бы они объединились, то получили бы самый большой мандат. Понимая эти демографические тенденции, не стоит удивляться тому, что религиозные партии получили большой выигрыш на выборах. Действительно, если не на этих выборах, то на следующих точно.

Будущее

По всему Израилю и на Западе уже бьют тревогу по поводу надвигающейся опасности со стороны правительства. В действительности, страхи по поводу отмены судебной власти и судов, лишения прав и общего угнетения, скорее всего, преувеличены. Таким образом, те слои израильского общества, которые оказались на периферии в результате выборов, теперь столкнулись с реальностью, когда их мировоззрение полностью игнорируется большинством израильтян. Это пугающая реальность, и эти люди должны работать над поиском точек соприкосновения в новой реальности, чтобы выработать путь, который объединит лучшее из их мировоззрения с лучшим из мировоззрения большинства. Я не уверен, что есть какой-либо другой вариант.

Конечно, я не считаю, что Израиль обречен на падение в пропасть, которое многие предсказывают. Несмотря на опасения, Израиль по-прежнему является процветающим, открытым и свободным обществом, обладающим богатыми знаниями и опытом в различных областях.

Более того, традиционная еврейская мысль не приемлет теократию в иранском стиле, как опасаются другие. Признание того, что нынешняя реальность была неизбежной, позволяет ясно мыслить и видеть, что позитивное будущее возможно, несмотря на любые предполагаемые краткосрочные трудности.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

 

Похожие статьи