Понятие «государство Галахи» в еврейском праве отсутствует

Понятие «государство Галахи» в еврейском праве отсутствует
Главный сефардский раввин Ицхак Йосеф (справа) и главный ашкеназский раввин Давид Лау принимают участие в церемонии в честь Рош а-Шана в Национальной штаб-квартире полиции Израиля в Иерусалиме 7 сентября 2015 года. Фото: Yonatan Sindel/Flash90

«Станет ли Израиль государством Галахи?» «Примите ли вы меры для введения норм Галахи в законодательство?»

Эти вопросы были заданы в СМИ представителям религиозных и ультраортодоксальных партий после объявления результатов выборов. Респонденты обычно предпочитали уклониться от ответа и говорили в туманных выражениях о «еврейском характере государства».

В израильском обществе существуют две группы с низким порогом чувствительности: те, кто боится галахического государства, то есть управляемого еврейским законом; и те, кто мечтает о таком государстве. Общим для обеих групп является недостаток знаний и отсутствие интереса к тому, чтобы знать, какова позиция Галахи в отношении законов государства.

Так какова же позиция Галахи? Рассматривает ли Галаха свою правовую систему, то есть систему судов Синедриона в древнем Израиле и раввинских судов (бейт-динов), как альтернативу обычной правовой системе?

Ответ заключается в том, что в уголовной сфере, в области налогов, штрафов и большинства вопросов, связанных с отношениями между гражданином и государством, Галаха не представляет альтернативы государственному законодательству.

В области гражданского права Галаха считает бейт-дин альтернативой государственному суду. Однако эти две системы не идут по пути столкновения, и их параллельное существование правомерно как с точки зрения государства, так и с точки зрения Галахи.

Это означает, что понятия «государство Галахи» и «еврейская теократия» — пустая концепция, не имеющая никакой ценности в галахических источниках. Галаха не предлагает альернативы конституции и светскому правительству, и уж точно не делает этого в социальной реальности нашего времени.

Галахическое право применяет свой авторитет только к тем, кто его принимает. В реальности, когда большинство еврейского населения в Израиле и в мире не принимает правил Галахи, Галаха не заинтересована в применении своей судебной системы к обществу и отдельным лицам, не признающим ее авторитет. Даже если галахически соблюдающие евреи образуют абсолютное большинство, полномочия Галахи все равно не будут распространяться на меньшинство и даже на светских лиц, определяемых религиозным истеблишментом.

За сорок лет до разрушения Второго Храма мудрецы отменили казни, парализовали деятельность Синедриона и отошли от уголовного права согласно Галахе. Есть ли в сегодняшней социокультурной реальности Израиля основания для серьезного обсуждения вопроса об их возобновлении?

Уголовное право и его исполнение составляют основу существования суверенной системы, которая работает на благо мира своих граждан и общественного порядка. Галаха признает авторитет государственной судебной системы и требует соблюдения закона.

В гражданской сфере галаха все же предлагает альтернативу обычному праву. В случаях, когда обе стороны согласны вести тяжбу в раввинском суде, им не разрешается обращаться в гражданский суд. Однако эта альтернатива не противоречит позиции государства и суверенитету его судебной системы, поскольку в гражданской сфере государство поощряет обращение к альтернативным механизмам, таким как арбитраж.

Законодательство по вопросам религии и государства в Израиле, особенно по вопросам брака и развода, которое Кнессет получил, при явном светском большинстве, от Османской империи и британского правительства, должно обсуждаться отдельно.

Термин «осударство Галахи» — понятие, лишенное смысла и не имеющее опоры в источниках самой Галахи. То есть, это вообще не галахическое понятие, и его широкое использование проистекает не из еврейских источников, а из многовековой борьбы за отделение церкви от государства в Европе. Те, чьим интересам служит религиозно-светская напряженность, будут продолжать нагнетать в обществе страх перед «галахическим государством». Другие стороны будут продолжать поощрять необоснованные амбиции в отношении «галахического государства».

Этот разрыв между реальной галахической позицией, представленной здесь, и преобладающим сознанием в обществе очень трудно преодолеть, но те, кто хочет укрепить социальную сплоченность в Израиле, принимают позицию, что конфликты или противоречия между законом Галахи и законом государства попросту отсутствуют. И они должны продолжать повторять эту истину до тех пор, пока она не будет ассимилирована в общественном дискурсе Израиля.

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

 

Похожие статьи