Деконструкция демонизации «поселенца»

Деконструкция демонизации «поселенца»

Слова «поселение» и «поселенец» в наши дни имеют явно негативный оттенок. Я говорю не только о дискурсе об Израиле и сионизме, в котором поселенцы в Иудее и Самарии регулярно изображаются в самых негативных терминах. В глобальном масштабе «поселение» и «поселенец» стали не только уничижительными терминами, но и синонимами абсолютного зла.

Справедливости ради следует отметить, что для этого есть некоторые веские причины. Доминирующая «постколониалистская» парадигма рассматривает поселенчество как колониализм, империализм и зачастую геноцид — жестокое угнетение цветного коренного населения белыми западными империями. И действительно, зачастую так и было.

Благодаря огромным усилиям врагов Израиля, большая часть мировой элиты применила эту постколониалистскую парадигму к еврейскому государству. Израиль, утверждают они, является «поселенческо-колониальным» обществом, созданным иностранными завоевателями, которые украли и продолжают красть землю «Палестины» у коренного населения.

Многие люди довольно сумбурно отвечали на эти обвинения, и я не буду повторять их аргументы здесь. Однако отмечу, что если начать распаковывать постколониалистскую парадигму с ее метафизической дихотомией «поселенцев» и «коренного населения», то она становится гораздо более проблематичной, чем кажется на первый взгляд.

Например, можно утверждать, что за исключением горстки африканцев, живущих к югу от Сахары, никто нигде не является коренным жителем. Теория о том, что различные виды Homo Sapiens возникли более или менее независимо в разных частях света (которая была основой идеологии расизма 19-го и 20-го веков), полностью дискредитирована. Сейчас общепризнано, что Homo Sapiens возник в Африке, а затем, во многом благодаря изменению климата, распространился по всему миру.

Это означает, что — если использовать парадигму постколониалистов — едва ли не каждый человек является поселенцем или потомком поселенцев. Поселение было средством, с помощью которого Homo Sapiens утвердился как глобальный вид, и без него человечество, каким мы его знаем, не могло бы существовать.

Более того, если мы используем термин «коренной» для обозначения народа, который проживает в одном месте в течение очень долгого времени, то мы сталкиваемся с удивительным парадоксом: для того чтобы стать коренным, нужно быть поселенцем.

Это очень хорошо видно на примере истории Ближнего Востока. Несмотря на присутствие более ранних народов, таких как евреи, курды и берберы, сегодня считается само собой разумеющимся, что Ближний Восток, более или менее по определению, является арабским. Однако, за исключением Саудовской Аравии, все арабское присутствие на Ближнем Востоке является результатом поселенчества.

Арабские армии вышли из Хиджаза в VII веке, завоевали весь Ближний Восток и Северную Африку, а также часть Европы, и «арабизировали» их колониально-поселенческим путем. В этом нет ничего уникально злого. Все империи строились точно таким же образом. Но, тем не менее, это так, и это исторический факт.

Если мы примем эту более сложную парадигму поселенцев и коренного населения, то увидим, что евреи представляют собой необычный и, возможно, уникальный случай. Их предки пришли на Землю Израиля, вероятно, в доисторические времена, как поселенцы и в итоге стали «коренными жителями». Несколько тысяч лет спустя Римская империя путем завоевания и этнических чисток лишила евреев этой «укорененности» и забрала землю себе.

С тех пор долгая история евреев сопровождалась вечной надеждой вернуть себе эту принадлежность. Но по иронии судьбы, присущей этой парадигме, они были вынуждены пройти весь исторический процесс заново. За исключением остатка, который никогда не уезжал, евреи должны были сначала стать поселенцами, чтобы вернуть себе свою исконную принадлежность. У них не было другого выбора, потому что ни у кого нет другого выбора.

Вопрос не в том, являются израильские евреи поселенцами или потомками поселенцев. Каждый человек в Земле Израиля, еврей или нет, является поселенцем или потомком поселенца. Иначе и быть не может. Дискурсивное насилие постколониалистов и антисионистов, таким образом, не просто неверно — оно бессмысленно. Принцип, на который они ссылаются, не является тем, что поставлено на карту.

Речь идет о более существенном вопросе: что именно должны делать евреи. Есть только два варианта: остаться в изгнании или расширить свои возможности, повторив древний и неизбежный процесс, общий для всех народов мира.

Сторонники изгнания отказываются признать эту бинарную дилемму, которая на самом деле вовсе не является дилеммой. Никто на Земле не считает изгнание и бесправие желательными, как бы страстно они ни утверждали обратное. Евреи — это много чего, но мы не глупы, и мы не примем для себя то, что остальной мир никогда не примет для себя. И уж точно мы не будем делать это на основе принципов, которые не просто тенденциозны и оскорбительны, но и противоречат всей истории человечества.

Jewish News Syndicate, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи