В том маловероятном случае, если Дэвиду Бекхэму придется эмигрировать из Великобритании, он может найти убежище в Израиле. Поскольку отец его матери был евреем, бывший капитан сборной Англии по футболу имеет право поселиться там в соответствии с Законом о возвращении, который позволяет внуку еврея претендовать на израильское гражданство.
Однако это может измениться в связи с последствиями выборов в Кнессет 1-го ноября. Лидер «Ликуда» Биньямин Нетаньяху пытается собрать правительство, а одним из требований его потенциального партнера, Бецалеля Смотрича, главы партии «Религиозный Сионизм», является изменение Закона о возвращении путем отмены так называемой «поправки о внуках».
Пока продолжается обычный торг за министерские посты, остается неясным, произойдет ли сдвиг в хрупком балансе между религией и государством. Однако ортодоксально-религиозный блок, в который входят «Яадут а-Тора», ШАС и «Религиозный Сионизм» (вместе с объединившимися с ним партиями «Оцма Йегудит» и «Ноам»), никогда не обладал большей силой, в совокупности сопоставимой с долей депутатов от «Ликуда».
Религиозные партии рассматривают иммиграцию неевреев в соответствии с Законом о возвращении как потенциальную угрозу сплоченности еврейского общества. А из-за событий в Восточной Европе их число, скорее всего, будет расти. По данным иерусалимского Института политики еврейского народа, если ядерное еврейское население в России составляет 150 000 человек, то число лиц, имеющих право приехать в Израиль по Закону о возвращении, в четыре раза превышает эту цифру.
Это не единственное потенциальное изменение религиозного статуса-кво. Итамар Бен-Гвир, лидер «Оцма Йегудит», требует не признавать неортодоксальный гиюр, чтобы только те, кто принял иудаизм под эгидой ортодоксального раввина, могли совершить алию по Закону о возвращении.
Парадоксы израильской системы таковы, что в течение многих лет новообращенные реформисты и консерваторы могли эмигрировать по Закону о возвращении, если только гиюр проходил под наблюдением раввинского авторитета за рубежом, но не в Израиле. Это положение изменилось в прошлом году, когда Багац, устранив очевидную аномалию, постановил, что неортодоксальные гиюры под наблюдением израильских раввинов также будут действительны для получения израильского гражданства.
(Тем не менее, неортодоксальные новообращенные по-прежнему не могут официально заключить брак в Израиле, поскольку ортодоксальные раввинские власти не признают их евреями, а альтернативы ортодоксальному религиозному браку не существует.)
Постановление суда также нарушило монополию Главного раввината Израиля, который до этого момента обладал единоличной властью над ортодоксальным обращением, что позволило другим ортодоксальным раввинам предложить более гибкий подход к обращению.
Хотя число неортодоксальных новообращенных, совершающих алию каждый год, ничтожно мало, последствия за рубежом будут значительными из-за символического воздействия. Это будет рассматриваться как делигитимизация прогрессивного и консервативного движений, которые составляют большинство евреев, связанных с синагогами, в стране с самым многочисленным населением в диаспоре — США.
Глава Еврейского агентства Дорон Альмог предостерег от внесения изменений в Закон о возвращении: «Мы считаем, что крайне важно обеспечить сохранение наших отношений с мировым еврейством», — сказал он. Заместитель председателя Всемирной сионистской организации Изхар Гесс также заявил, что Закон, который остается в своей нынешней форме уже более 50 лет, представляет собой «ДНК сионистского движения... Нельзя захлопывать дверь перед лицом своей семьи».
Орли Эрез-Лиховски, глава реформистского Центра религиозных действий Израиля, осудила «опасные требования», которые приведут к «непоправимому разрыву» с диаспорой.
Однако главный сефардский раввин Ицхак Йосеф отмахнулся от оппозиции, заявив, что «Израиль — ортодоксальное государство, а не реформистское».
Более секуляристский «Ликуд» осторожен в спорах с американским еврейством, особенно на фоне признаков растущего отчуждения. Согласно опросу Американского еврейского комитета, более 40 процентов евреев-миллениалов не считают связи с Израилем важными. «Легитимность Израиля как еврейского национального государства снижается, а отношение к нему становится все более критическим и жестким, — говорится в обзоре мировой еврейской жизни за 2022 год, подготовленном Институтом политики еврейского народа. — Новая битва за то, кто является евреем, вряд ли ослабит напряжение».
Напротив, существует школа мысли, которая видит еврейское будущее ортодоксальным, воодушевленная замечательным ростом общины харедим, по сравнению с высокой ассимиляцией в других группах. С этой точки зрения укрепление места Галахи в государственных институтах может показаться дальновидным шагом.
В настоящее время до полумиллиона израильтян пребывают в состоянии неопределенности, являясь иммигрантами по Закону о возвращении, которые не считаются евреями. Попытки либерализовать галахический гиюр в Израиле в прошлом в основном провалились; несмотря на это, многие из них не видят причин для гиюра.
Их дети могут получать образование в светской еврейской школе, служить в израильской армии, вступить в брак с евреем, воспитывать еврейскую семью (даже если они не могут вступить в брак в Израиле) и принимать еврейские обычаи. Для всех намерений и целей, они будут жить как многие другие светские евреи Израиля. Это можно рассматривать как своего рода обратную ассимиляцию — хотя ортодоксальные партии так и не считают.
Jewish Chronicle, перевод Ильи Амигуда