| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Цена вопроса коалиции, или Куда катится Израиль

Цена вопроса коалиции, или Куда катится Израиль
Фото: קובי גדעון, לע"מ

Стремясь как можно быстрее вернуться во власть, Биньямин Нетаньяху планировал сформировать правительство без подписания полных коалиционных соглашений и предлагал союзникам для начала только поделить портфели, а об остальном договориться «по ходу дела», после приведения нового кабинета к присяге. Этот план провалился: правые партнеры знают, что полагаться на обещания Нетаньяху нельзя, и, потребовав полных коалиционных соглашений, были готовы торговаться «до упора». И чем дольше продолжаются коалиционные переговоры, тем больше требований предъявляют Нетаньяху его партнеры по право-религиозному лагерю.

Стоит отметить, что ранее ультрарелигиозные партии при вступлении в коалиции обходились в основном экономическими требованиями, и в принципе Нетаньяху был готов решить практически все финансовые проблемы как партии ШАС , так и «Яадут а-Тора». Однако в нынешней ситуации формирование коалиции обойдется Нетаньяху (и, добавим, Государству Израиль) не только значительно дороже, чем он рассчитывал, но и чревато серьезными политическими потрясениями — если будут удовлетворены все требования в рамках законодательных инициатив.

Стоит отметить, что по действующему законодательству лидер партии ШАС Арье Дери вообще не может быть министром, а в таком варианте партия вряд ли войдет в коалицию. Так что, еще не дождавшись приведения правительства к присяге, Биньямин Нетаньяху должен изменить закон, предлагающий смягчить ограничения на назначение осужденных преступников на министерские посты путем «уравнивания» министров с рядовыми депутатами. Еще одна инициатива — изменение закона о работе полиции. Это изменение необходимо для реализации соглашений «Ликуда» и «Оцма Йегудит».

В итоге стоит отметить, что принятие всех «законодательных» требований религиозных партнёров Нетаньяху приведет не только к сильным изменениям во внутренней политике страны, но и отразится на международном имидже, может вызвать далеко идущие негативные последствия в отношениях с европейскими и американскими партнерами. Пока все гадают, как Нетаньяху сможет вывернуться из этой ситуации. При этом ясно видно, что пока никто не собирается ему помогать в этом вопросе.

При этом американские официальные лица предупредили Израиль, что отношениям в сфере обороны будет нанесен ущерб, если ультраправые политики станут министрами обороны и общественной безопасности Израиля. США особенно обеспокоены назначением на высокие посты Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира.

Пока же договорено, что Бецалель Смотрич будет занимать пост министра финансов до 2025 года, а затем будет назначен на пост министра внутренних дел и по делам поселений. Напомним, что пост главы МВД в первую половину каденции будет занимать лидер ШАС Арье Дери, если ему это «позволит» закон.

При этом финансовым ведомством аппетиты Смотрича не ограничиваются. Он стремится получить под свой контроль еще и Управление земельных ресурсов Израиля, что важно для его идеологии. Среди прочего, Смотрич намерен укрепить и расширить еврейское присутствие в Негеве и Галилее, и добиться уравнивания  цен на землю в арабском секторе с ценами в еврейском секторе — и в результате снизить цены на землю и жилье для еврейского сектора.

Бен-Гвир настаивает на включении всех обещанных ему «реформ» (в частности, закона о неподсудности солдат и полицейских) в текст общих коалиционных соглашений, чтобы юридически закрепить их как неотъемлемую часть программы будущего правительства. Нетаньяху, по понятным причинам, не желает включать в официальную программу правительства скандальные инициативы ультраправых — это создаст новому правительству большие осложнения на международной арене.

Стоит отметить, что Нетаньяху фактически стал заложником своей ультраправой коалиции и цена ее возрастает каждый день. Практически каждый член этой коалиции за свое согласие работать там получает какой-то пост.  Так, представители партии «Оцма Йегудит» получат семь должностей на шесть депутатов, включая две министерские должности, две должности заместителей министров и еще некоторые посты. Партия получит министерство по делам Негева и Галилеи (которому дадут полномочия и по урегулированию форпостов Иудеи и Самарии), министерство наследия, которое будет заниматься археологическими и историческими объектами в Израиле, включая Иудею и Самарию, должность заместителя министра экономики. Ее лидер Итамар Бен-Гвир займет пост министра национальной безопасности, которому будут подчинены все правоохранительные органы, включая зеленую полицию» министерства экологии, отдел правоприменения Земельного управления и ряд других.

При это многие «будущие» министры уже начали делать политические заявления, которые сильно напрягают Биньямина Нетаньяху. Так будущий министр алии и абсорбции от партии «Религиозный сионизм» Офир Софер  заявил о необходимости внести поправки в «Закон о возвращении». ШАС, «Яадут а-Тора» и «Религиозный сионизм» поддерживают предложение изменить Закон о возвращении таким образом, чтобы репатриация стала уделом евреев в ортодоксальном толковании еврейства. В то же время Нетаньяху сказал недавно в интервью американскому каналу, что не допустит изменения закона.

Глава партии «Ноам», представленной в Кнессете одним депутатом, Ави Маоз, баллотировавшийся в Кнессет по списку «Религиозный сионизм» станет заместителем министра в министерстве главы правительства. Ему будет подчинено новое ведомство, получившее название Управление еврейской национальной идентичности. В рамках своей деятельности Маоз будет отвечать также за связь с евреями диаспоры и будет курировать «Натив».

Маоз заявил, что он пришел «разогнать тьму», которой он считает школьные программы, финансируемые из зарубежных источников. Поскольку Маоза назначили ответственным за внешние школьные программы, он коснулся и этой темы: «Иностранные программы предоставляются детям Израиля путем преднамеренного сокрытия и без ведома их родителей».

Не  остались и без должностей все депутаты от партии «Яадут а-Тора». Так, должность председателя финансовой комиссии Кнессета получит Моше Гафни, а портфель министра строительства и жилищного хозяйства, включая Земельное управление, — Ицхак Гольдкнопф. Блоку достанутся должности министра по делам Иерусалима, заместителей министра в министерстве главы правительства и в министерстве транспорта, председателей комиссий по внутренним делам и охране окружающей среды, по вопросам труда и социального обеспечения, по обращениям общественности. Еще одна должность заместителя министра будет согласована позднее.

Вместе с тем в «Яадут а-Тора» дали понять, что распределение должностей не означает завершения коалиционных переговоров, и продолжают подчеркивать, что не войдут в правительство без включения в коалиционные соглашения пункта о проведении закона о призыве в том формате, в котором он ранее был отменен Высшим судом справедливости (так называемый «Закон Таля»). Нетаньяху уже заявил, что намерен инициировать широкомасштабную реформу юридической системы, в рамках которой будет утвержден и закон о преодолении вето БАГАЦа.

Еще одно требование харедим (на сей раз «Яадут а-Тора») касается перевода учебных заведений для самых маленьких детей под контроль министерства экономики. Напомним, что чуть более года назад эти учебные заведения были переведены под контроль министерства просвещения. В ходе переговоров выяснилось, что цена обещания Нетаньяху уравнять бюджетное финансирование частных религиозных и государственных школ намного выше, чем говорилось ранее (не 2, а 4-6 миллиардов шекелей).

Несмотря на столь щедрые предложения, до завершения переговоров еще далеко. Даже подписи членов коалиции для смены спикера удалось собрать с трудом и явными ограничениями. Пока же «Ликуд» планирует 12 декабря вынести на голосование предложение о смене спикера. За день до этого истекает срок действия мандата, полученного Нетаньяху на формирование правительства. Глава «Ликуда» намерен обратиться к президенту государства с просьбой предоставить еще две недели для переговоров. Не исключено, что президент Ицхак Герцог отклонит просьбу Нетаньяху или предоставит меньше времени, чем тот просит.

В оппозиции требуют от президента отклонить просьбу Нетаньяху, так как дополнительное время нужно главе «Ликуда» не для переговоров, а для продвижения законов, гарантирующих главе ШАС Арье Дери возможность стать министром.

Однако скорее всего правительство Нетаньяху будет сформировано, но будет это стоить Израилю очень больших денег и главное политических потрясений, как во внутренней, так и во внешней политике.

Похожие статьи