| Дэн Перри
Дэн Перри

Могут ли два Израиля развестись?

Могут ли два Израиля развестись?
Фото: Ben-Avi/AFP

За время работы международным корреспондентом я освещал положение в десятках стран с внутренними разногласиями. Но нигде я не нашел такой ядовитой и опасной пропасти, как между либеральным Израилем и религиозными правыми.

Я знаю, что израильские левые иногда утверждают обратное: что различия носят косметический характер, а большинство евреев, даже в центре, находятся в плену милитаристского национализма. Но это пуристский взгляд, который игнорирует суть.

Я утверждал, что «Ликуд» должен отказаться от своих религиозных и националистических партнеров и попытаться привести своих сторонников к союзу с разумным центром. Но в ближайшее время это маловероятно. В настоящее время в стране сформировались два четких лагеря, которые все больше ненавидят друг друга: различия в ценностях, культуре и понимании мироздания не позволяют им приятно сосуществовать.

Холодный анализ того, к чему все идет, настолько удручает, что многие предпочитают его игнорировать: без плана национального спасения Израиль обречен стать двунациональным государством, в котором большинство арабов не имеют права голоса, а большинство евреев принадлежат к общине харедим, неспособной и не желающей функционировать в современном обществе. Светские люди будут постепенно покидать страну, насилие будет взрываться, а статус изгоя закончится только тогда, когда палестинцы придут к власти.

Учитывая это, огромная часть лагеря, которому удалось провалить выборы 1 ноября, видит в приходящем правительстве не опасность, а катастрофу. Его возглавит человек, судимый за взяточничество, а ключевые посты займут осужденные преступники, обвиняемые по уголовным делам, ультраконсервативные головорезы и религиозные фанатики. Еще четыре года пройдут впустую, и страна не отклонится от курса на самоуничтожение — скажем, отменив пособия на детей и зарплату ешивам, обеспечив соблюдение основной учебной программы и прекратив поселенческую деятельность за линией забора. Вместо этого правительство планирует шаги по превращению Израиля в авторитарную страну, в которой права отдельных граждан могут быть отменены парламентом.

Те, кто надеется на лучшее на следующих выборах, после того как опустошение двинет общественное мнение, могут быть наивными. Гораздо больше шансов, что, когда министерство безопасности окажется в руках ультраправых, результатом станет интифада, в которой примут участие израильские арабы, что приведет к бойкоту последующих выборов, гарантирующему победу правых. Вероятно, таков план.

Когда мы понимаем, что нынешняя версия Израиля умирает, люди начинают искать спасения нетрадиционными способами.

Есть те, кто призывает к автономии в светских районах, таких как Тель-Авив. Говорят о восстании налогоплательщиков, а в некоторых группах в соцсетях даже о гражданской войне.

Все чаще обсуждается вопрос о формировании двух обществ; обычно их называют либеральным Израилем и нелиберальной Иудеей. Мало кто осмеливается обсуждать физическое разделение — это фантазия, а не оперативный план.

Но по мере того, как ситуация усугубляется, вопрос может перейти в плоскость «возможно ли это», а не «желательно ли это». Чтобы не останавливаться на достигнутом, я предложу свой вариант.

Начнем с того, что карта фактически допускает территориальное разделение на сопредельные части. Израиль может обойтись 120 км береговой линии шириной около 10 км, где проживает подавляющее большинство левоцентристских избирателей. Он будет включать в себя мегаполис Тель-Авив и простираться до Хайфы.

Иудея может получить все остальное, включая Галилею, Иерусалим со всей его красотой и святостью, внутреннюю часть прибрежной равнины, граничащую с Западным берегом, и, конечно, юг. Эта страна, гораздо более крупная, унаследует также поселения на Западном берегу, которые так нравятся ее жителям; более того, все, что связано с оккупацией, станет ее заботой.

В каждой стране будет проживать около 5 миллионов человек. Израиль будет современным и в подавляющем большинстве светским. Около 95% его жителей будут евреями, и они будут уважать и принимать арабское меньшинство, как в утопическом романе Теодора Герцля «Альтнойланд». Иудея будет бесстрашно двунациональной, как предпочитают правые. Она может даже попытаться аннексировать Западный берег, хотя провокации могут показаться менее жизнеспособными без светского населения, которое будет их финансировать и защищать.

Следует ожидать определенного перемещения населения. Очень немногие светские люди захотят остаться в Иерусалиме или Беэр-Шеве, а многие из обитателей 230 кибуцев (с населением более 100 000 человек) окажутся в Иудее в неудобном положении. Русские иммигранты в таких местах, как Ашдод, вероятно, захотят уехать. Я полагаю, что несколько сотен тысяч переедут в Израиль.

Точно так же жители Бней-Брака и Северной Нетании, возможно, предпочтут переехать в Иерусалим или какое-нибудь поселение (я уверен, что Израиль щедро профинансирует их отъезд). Помимо прочего, это произойдет потому, что Израиль не повторит ошибку самоубийственных уступок харедим.

Детские пособия и пожизненные зарплаты для «студентов» ешив будут отменены, и никакие средства не будут направляться в школы, которые не принимают основную учебную программу по математике, естественным наукам и английскому языку.

Рабочие места религиозной бюрократии исчезнут: чиновники раввинатов, религиозные суды, инспекторы микв, контролеры кашрута — все это будет перенесено в Иудею, а в Израиле религия будет управляться как в любой современной стране: как личное дело каждого человека.

Израиль будет иметь конституцию, подобную большинству западных конституций. Она будет гарантировать свободу слова и собраний и будет бережно хранить ценность равенства. В стране сохранится право на возвращение, но евреи, желающие иммигрировать, должны будут взять на себя обязательство соблюдать конституцию.

Израиль мгновенно станет одной из богатейших стран с годовым ВВП на душу населения около 65 000 долларов, что сопоставимо с США и намного превосходит большинство стран Европы. А вот Иудея — не особенно преуспеет.

Такой развод может чем-то напомнить распад Чехословакии в 1990-х годах. И разве это звучит так ужасно? Неужели религиозные правые действительно нуждаются в усугублении положения светских евреев с их безразличием к традициям? Теперь они смогут свободно запрещать нескромную одежду, некошерную еду, гей-парады и торговлю в Шаббат. И действительно ли светские люди будут скучать по тому, что их приобщают к тому, что многие считают безумием? Возможно, это было бы облегчением для обеих сторон.

Но есть и препятствия.

Главное из них — безопасность. Нелегко будет разделить ЦАХАЛ на две части, и неясно, как Израиль будет защищать себя, не имея даже той скромной стратегической глубины, которая существует сегодня. В Иудее не будет ни специалистов высокого уровня в области безопасности, ни денег на содержание армии. Возможно, что ЦАХАЛу придется некоторое время продолжать выполнять функции зонтичной армии, обслуживающей обе страны. Как это сделать, не втягивая Израиль в оккупацию? Это требует размышлений и планирования.

Во-вторых, не совсем ясно, как это произойдет. Кто будет обсуждать детали? Будут ли проводиться референдумы в каждом городе? Может быть, границы будут определяться насилием? Последняя мысль ужасна, но по мере того, как будет разворачиваться общая катастрофа, ничто уже не будет казаться безумием.

Возможно, промежуточным решением может стать конфедерация — но такого рода, в которой каждая сторона будет действовать по своим правилам и бюджетной политике. Израильтяне будут требовать гарантий того, что их налоги не будут финансировать поселения, коррумпированных иудейских политиков или религиозный аппарат. Иудеи будут знать, что их ни в коем случае не просят финансировать светские университеты, филармонию, театры, правозащитные организации или спорт любого рода.

А теперь немного уменьшим масштаб и сделаем глубокий вдох: да, большинство израильтян сочтут это нереальным, даже когда либералы среди них будут в спешном порядке оформлять загранпаспорта для великого исхода.

Но, возможно, неважно, реалистично ли это.

Возможно, есть польза в том, чтобы просто покончить с вежливостью и перейти к открытому разговору о полном отчаянии либералов в связи с разрушением сионистской мечты. Отчаяние настолько глубокое, что они готовы даже подумать о разводе, причем ценой огромных усилий.

Возможно, именно это необходимо, чтобы убедить достаточное количество людей справа подумать еще раз. Подумать еще немного о том, что план разнести в клочья то, что было построено здесь, может быть не такой уж прекрасной идеей.

Times of Israel, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи