| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Коалиционные соглашения, которые пугают

Коалиционные соглашения, которые пугают

Поздно вечером 21 декабря лидер партии «Ликуд» Биньямин Нетаньяху уведомил президента страны Ицхака Герцога, что ему удалось сформировать коалицию. Несмотря на это заявление, полноформатные коалиционные соглашения подписаны только с партиями «Ционут Датит», «Ноам» и «Оцма Йегудит». Соглашения с ультраортодоксальными партиями «Яадут а-Тора» и ШАС еще не оформлены. С ними имеются только договоренности о распределении должностей, хотя и этого было достаточно для обращения к президенту.

Стоит отметить, что при распределении должностей все эти кандидаты в коалицию получили как минимум по одной значимой должности на каждого своего депутата, а некоторые и больше. В итоге правительство будет состоять как минимум из 32 министров и порядка 16 их заместителей, а при наличии еще 10 председателей основных комиссий Кнессета в коалиции практически не остается «просто» депутатов для парламентской работы в тех же самых комиссиях. Вполне возможно, что на основании «норвежского закона» в парламент будет введено, вместо отказавшихся от депутатского места министров, порядка 20 новых депутатов. В таком случаи при расширенном заседании Кнессета с участием всех членов правительства в зале просто не хватит мест для всех его участников. Так что это правительство будет самым дорогим в истории Израиля, как по статье расходов на содержание депутатского корпуса, так и по коалиционным соглашениям, в которых ультрарелигиозным партнерам обещаны «золотые горы».

Однако стоит отметить, что Биньямину Нетаньяху удалось пока обойти несколько проблематичных для себя обязательств при подписании коалиционных договоров. Так, в коалиционном соглашении с партией «Ционут Датит» во главе с Бецалелем Смотричем прописано проведение реформы судебной системы, однако без каких-либо подробностей. Там сказан: «Будут рассмотрены поправки с целью исправления ущерба, причиненного в последние годы принципу разделения ветвей власти. Будет утвержден закон о преодолении вето БАГАЦа». Что касается закона о возвращении, то в коалиционных соглашениях будет фигурировать общая формулировка о необходимости «законодательных изменений в связи с трудностями, возникшими на фоне последствий параграфа о внуках в законе о возвращении».

Вероятность изменения закона о возвращении остается крайне невысокой. Отмена параграфа о внуках вызовет скандал, масштабы которого выйдут далеко за границы Израиля. Хотя Нетаньяху мало заботит возмущение русскоязычных израильтян – на этот сегмент он, похоже, махнул рукой. Однако возможный резонанс в крупных еврейских общинах диаспоры и в особенности в США серьезно беспокоит будущего премьера. Он сделает все, чтобы не вступать в конфронтацию с диаспорой и не потерять поддержку партий коалиции. Сейчас трудно сказать, насколько это реально.

Однако во всем остальном он явно проиграл, практически выполнив все требования партнеров, при тот, что многие из них более чем одиозные. Судя по пунктам коалиционных соглашений с партией «Оцма Еудит», реальным главой правительства Израиля станет не Биньямин Нетаньяху, а Итамар Бен-Гвир. Нетаньяху в итоге принял все его ультимативные условия, которых пытался избежать до последней минуты своего мандата на формирование правительства. В последний момент было заявлено еще об одной победе Бен-Гвира: соглашением закреплено обязательство Нетаньяху провести новый закон о смертной казни для террористов до принятия государственного бюджета.

Смысл такой очередности один - Бен-Гвир берет в заложники государственный бюджет и получает еще один рычаг давления на «ненадежного» и «много раз обманувшего правых» премьер-министра. Закон Бен-Гвира предусматривает вынесение смертных переговоров не консенсусом судейской коллегии, а простым ее большинством. Военные и ШАБАК против смертных казней террористов, так как считают, что это «повысит мотивацию к захватам израильских заложников».


В коалиционных соглашениях с «Оцма Йегудит»  речь идет и о введении минимального наказания в виде трех лет тюрьмы за «сельскохозяйственный террор» и за рэкет, о распространении Закона Дроми («мой дом – моя крепость») на базы ЦАХАЛа, про закон о юридической неприкосновенности военнослужащих и сотрудников спецслужб (формат закона будет сформулирован позднее), о приравнивании подстрекательства против ультрарелигиозных евреев к расизму, о продвижении запрета на использование палестинских флагов в учреждениях, субсидируемых государством или органами местной  и многое другой, в основном касающегося базового электората партии – поселенцев и жителей юга.

«Оцма-Еудит» получит семь должностей на шесть депутатов, включая две министерские должности, две должности заместителей министра и еще некоторые посты.  Партия получит министерство по делам Негева и Галилеи (которое получит полномочия и по урегулированию форпостов Иудеи и Самарии), министерство наследия, которое будет заниматься археологическими и историческими объектами в Израиле, включая Иудею и Самарию, должность заместителя министра экономики.

Бецалель Смотрич также заявил, что «Религиозный сионизм» подписал коалиционное соглашение с «Ликудом», согласно которому он станет министром обороны, хотя для этого стоит изменить основной закон. В сообщении партии говорится, что согласовано продвижение реформы правовой системы, то есть уменьшение независимости Верховного суда.

Кроме этого, помимо сефардского и ашкеназского главных раввинов, будет назначен главный раввин от религиозного сионизма. Незаконные форпосты в Иудее и Самарии должны быть узаконены через 60 дней.  Будут созданы центры «укрепления еврейского духа и идентичности», на которые выделены миллионы шекелей. Будет принят основной закон о необходимости и важности изучения Торы, в Негеве будет создан новый ультраортодоксальный город.  

После того, как  глава «Ликуда» Биньямин Нетаньяху сообщил президенту о том, что ему удалось сформировать коалицию, возобновились переговоры c партиями, которые войдут в состав будущего правительства. Так продолжаются переговоры с блоком «Яадут а-Тора». В настоящий момент известно, что глава блока Ицхак Гольдкнопф войдет в состав военно-политического кабинета и станет первым министром, представляющим «Яадут а-Тора» в военно-политическом кабинете.

И хотя соглашения с хасидской партией «Агудат Исраэль» достигнуты, однако сохраняются разногласия с партией «Дегель а-Тора», хотя большинство требований «харедим» уже приняты «Ликудом», и некоторые из них весьма экстраординарны.

Так «Ликуд» согласился на принятие Основного закона «Об изучении Торы», который закрепит «фундаментальную ценность, которую имеет изучение Торы в традиции еврейского народа». На основании этого нового Основного закона будет принят и новый «Закон о призыве» с особыми льготами для ешиботников.

Еще один закон позволит торговцам отказывать в обслуживании клиентам «в соответствии со своей религиозной верой», то есть, например, не обслуживать «нескромно» одетых женщин, однополые пары или других «неправильных» покупателей, «Если речь не идет об особых товарах, которые нельзя купить в любом другом месте по похожей цене». Эта же поправка в закон узаконивает гендерную сегрегацию на публичных мероприятиях.

Кроме того, 14-страничное коалиционное соглашение с «Еврейством Торы» содержит пункт, обязывающий муниципалитеты, под угрозой штрафов, финансировать из городских бюджетов частные детсады «харедим». А частные ультраортодоксальные школы, которые государство будет финансировать наравне с государственными, будут при этом освобождены от контроля за расходованием выделенных средств со стороны Минфина и Минпроса. Министр просвещения лишится права применять бюджетные санкции против учебных заведений, не преподающих общеобразовательные предметы в достаточном объеме.

Как и партия Бен-Гвира, ультраортодоксы обеспечили себе мощный рычаг давления на правительство: по условиям готовящегося соглашения все обязательства перед «Еврейством Торы» должны быть выполнены до принятия государственного бюджета на 2023 год.

Одно из первых соглашений «Ликуда» было подписано с ультраправой партией «Ноам» состоящей лишь из одного депутата Ави Маоза, который займет сразу несколько должностей. Стороны договорились, что в аппарате премьер-министра будет создано новое Управление по вопросам еврейской национальной идентичности. Его возглавит глава «Ноам» Ави Маоз. Также он станет заместителем министра в министерстве главы правительства, и в рамках этой должности будет курировать работу организации «Натив» — Бюро по связям с диаспорой.

Кроме этого, Ави Маоз и его партия считают одной из своих главных целей борьбу с «западными ценностями» и ЛГБТ . Будучи депутатом кнессета предыдущих созывов, Маоз не чурался махровой гомофобной риторики. А в одном из первых интервью после выборов он пообещал проверить возможность запретить в Израиле «парады гордости».

Одновременно с коалиционными переговорами, продолжается процесс утверждения законопроектов, чего требуют коалиционные партнеры «Ликуда». Оппозиция подала более 2000 поправок к законопроекту, расширяющему полномочия министра внутренней безопасности. В то же время, ожидается, что не позднее 26 декабря законопроект будет утвержден во втором и третьем чтениях.

Пока же комиссия Кнессета утвердила ко второму и третьему чтениям «закон Дери и Смотрича», который включает в себя поправку к Основному закону о правительстве, позволяющую занимать министерские должности лицам, приговоренным к условному заключению (для Арье Дери), и поправку, определяющую полномочия дополнительного министра в министерстве (для Бецалеля Смотрича). Итоговое голосование по закону состоится в понедельник, 26 декабря, и после утверждения закон вступит в силу немедленно, а не после публикации в правительственном бюллетене «Решумот».

Накануне «Кан 11» сообщал, что обсуждается возможность назначить Дери сменным премьер-министром (без ротации). В таком случае Дери не будет занимать пост, но сохранит место в правительстве. В «Ликуде» заявили, что информация не соответствует действительности.

По данным портала Ynet, председатель ШАС Арье Дери получит пост вице-премьера Израиля, однако, согласно существующему законодательству, не сможет замещать премьер-министра в случае его болезни, несчастного случая или длительного отъезда. Таким образом, должность вице-премьера, повышая реноме политика, приобретает чисто символическое значение. Полномочия при должности вице-премьера не определены законом о правительстве Израиля.

Кроме этого, Дери станет главой МВД и министром здравоохранения одновременно. Из-за того, что один человек не может справиться с таким количеством властных полномочий, Дери, по информации СМИ, назначат не менее 10 помощников с высокой зарплатой, которые будут предлагать профессиональные решения в контролируемых лидером ШАС сферах деятельности.

Помимо подписания полноформатных соглашений с коалиционными партнерами, Нетаньяху предстоит распределить портфели и должности среди членов «Ликуда», что еще преподнесет немало сюрпризов и скандалов.

Ожидается, что официальное сообщение о формировании коалиции будет представлено Кнессету и президенту в понедельник, 26 декабря, после чего у Нетаньяху будет неделя, чтобы привести правительство к присяге.

Похожие статьи