| Алан Бейкер
Алан Бейкер

Почему ЕС зациклен на Израиле?

Почему ЕС зациклен на Израиле?
Верховный комиссар ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель Фото: © Reuters

В рамках «Совместной стратегии поддержки Палестины» Европейский Союз недавно распространил среди своих двадцати семи государств-членов конфиденциальный документ под названием «Совместная европейская программа развития зоны С», датированный июнем уходящего года. В документе предлагаются пути «защиты прав палестинцев, проживающих в зоне С, как части будущего палестинского государства в соответствии с соглашениями Осло».

Предположения, положенные в основу документа, включают часто повторяемые, вводящие в заблуждение и злонамеренные политические утверждения о «ползучей аннексии и усилении контроля Израиля над зоной С» посредством «расширения поселений, насилия со стороны поселенцев, сноса домов, уничтожения средств к существованию, выселения, насильственного перемещения и конфискации, что является систематическим нарушением международного права».

В документе предлагаются различные меры по финансированию и продвижению мониторинга, подрыву и ослаблению политики Израиля путем проведения землеустроительных работ в этом районе, оказания поддержки и юридической помощи палестинцам, подающим земельные иски в израильские суды, мониторинга израильских археологических разведок и других видов деятельности.

Согласно Соглашениям Осло 1993-1995 годов, подписанным и засвидетельствованным ЕС вместе с США, Россией и Норвегией, Израиль и палестинское руководство (ООП) договорились до завершения переговоров о постоянном статусе территорий разделить территории Западного берега на три отдельные зоны контроля и управления. Палестинская автономия была создана как орган управления теми частями территорий, которые перешли под палестинскую юрисдикцию.

Все административные полномочия и обязанности по обеспечению безопасности в крупных палестинских городах, определенных как зона А, были переданы Израилем Палестинской автономии и полиции. Густонаселенные палестинские деревни и лагеря за пределами крупных городов стали зоной В, с полным палестинским гражданским контролем над жителями и совместной юрисдикцией в области безопасности между Израилем и Палестинской автономией.

Было решено, что остальная часть автономии, зона С, населенная как палестинцами, проживающими в небольших деревнях, так и израильтянами, сконцентрированными в городах и поселках, останется под полным контролем, юрисдикцией и управлением Израиля. Предполагалось, что дальнейшие периодические передислокации будут происходить соразмерно принятию палестинской полицией ответственности за общественный порядок и внутреннюю безопасность в этих районах.

Однако, в свете трудностей в реализации соглашения и отказа палестинцев вернуться к переговорам о соглашении о постоянном статусе, такие дальнейшие передислокации так и не состоялись.

Пытаясь вмешаться в законную и согласованную юрисдикцию и управление Израиля в зоне С, а также поддерживая попытки палестинцев нарушить соглашения Осло, ЕС фактически попирает условия того самого соглашения, под которым он поставил свою подпись в качестве свидетеля.

Ложные предположения, на которые опирается ЕС в своей палестинской политике

При этом ЕС опирается на несколько совершенно ложных и ошибочных предположений. Утверждение, что зона С «должна быть сохранена как часть будущего палестинского государства в соответствии с соглашениями Осло», основанными на решении о двух государствах, является просто ошибочной и вводящей в заблуждение интерпретацией этих соглашений. В них нет никаких ссылок на какое-либо «будущее палестинское государство» или «решение о двух государствах».

Напротив, палестинское руководство и Израиль согласились, что окончательная судьба территорий будет согласована в ходе переговоров о постоянном статусе. Не было принято никакого решения относительно результатов таких переговоров, приведут ли они к созданию одного, двух или трех государств, федерации или конфедерации.

Цель сторон, при поддержке и активном содействии свидетелей, включая ЕС, заключалась в том, чтобы оставить постоянный статус территорий для будущих переговоров. Поэтому принцип двух государств был и остается не более чем концепцией и никогда не был основан на каких-либо обязательствах между сторонами. Тот факт, что ЕС и другие страны упорно сохраняют предположение о двухгосударственном решении, является не более чем выдачей желаемого за действительное.

В документе ЕС отмечается обязательство ЕС «способствовать созданию палестинского государства в границах 1967 года». Однако в Соглашениях Осло не было ни одного упоминания о границах 1967 года. Напротив, никогда не существовало никакой границы 1967 года, а была демаркационная линия перемирия, установленная в соглашениях о перемирии 1949 года между Израилем и его соседями под эгидой ООН.

В этих соглашениях конкретно говорилось, что демаркационная линия перемирия не является границей, а скорее временной линией, разделяющей силы до заключения мирных соглашений.

Более того, как в резолюции 242 Совета Безопасности ООН 1967 года, устанавливающей условия для мира на Ближнем Востоке после Шестидневной войны 1967 года, так и в Соглашениях в Осло палестинское руководство и Израиль согласились с тем, что переговоры о границах будут вестись в рамках дебатов о постоянном статусе. ЕС и его члены полностью поддержали эти международные решения.

Теперь ЕС не может и не должен пытаться предрешать или навязывать результаты переговоров о постоянном статусе. Пытаясь подорвать законную власть Израиля в зоне С и поощряя палестинцев к нарушению соглашений, ЕС явно попирает свои обязательства по отношению к израильской и палестинской сторонам соглашений.

ЕС также отказывается от своих обязательств по международному праву и практике в качестве свидетеля и подписанта Соглашений, а не подрывает или ослабляет их. По любой логике, вместо того, чтобы преследовать Израиль и подрывать его законную власть в зоне С, можно было бы ожидать, что ЕС лучше потратит свои усилия и влияние на то, чтобы побудить палестинское руководство вернуться за стол мирных переговоров, а не нарушать Соглашения.

Похоже, что крайняя и нелогичная предвзятость ЕС к Израилю не обязательно разделяется государствами-членами ЕС. Похоже, что она представляет и повторяет давнюю личную неприязнь и враждебность к Израилю, которую Верховный комиссар ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель демонстрировал задолго до того, как занял свой пост в ЕС.

К сожалению, эта неприязнь к Израилю неукоснительно реализуется Службой внешних действий ЕС, основной целью которой, похоже, является стремлению делегитимизировать Израиль. Настолько, что совершенно очевидно, что хвост, скорее, виляет собакой, чем наоборот.

Настало время, чтобы государства-члены играли более заметную роль в определении политики ЕС в отношении ближневосточного мирного процесса, а не позволяли предвзятой, пристрастной и зацикленной Службе внешних действий ЕС диктовать политику в отношении Израиля и территорий.

В то же время, настало время, чтобы правительство Израиля взяло на себя более активную роль в разъяснении ЕС и его государствам-членам, что антиизраильская навязчивость его сотрудников и его действия по подрыву законной власти и юрисдикции Израиля в зоне С больше не будут терпимы и должны быть прекращены.

Автор работал юридическим советником Министерства иностранных дел Израиля и послом Израиля в Канаде. Он участвовал в переговорах и разработке Соглашений Осло.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи