| Офер Гросбард
Офер Гросбард

А может израильтянам вообще не нужна демократия?

А может израильтянам вообще не нужна демократия?

Коррумпированные лица избираются, меняют правила, чтобы им сходило с рук все, что заблагорассудится, а потом раздувают грудь, заявляя о наведении порядка. Однако мы не должны их винить: мы сами их избрали, причем с большим перевесом.

Все те израильтяне, которые голосовали за осужденных преступников, таких как Арье Дери или Итамар Бен-Гвир, или за тех, кто все еще находится под судом, как премьер-министр Биньямин Нетаньяху, просто выразили свое недоверие к судебной системе.

Некоторые утверждают, что они доверяют системе, но потребность в сильном лидере, таком как один из трех вышеупомянутых, затмевает их доверие к судебной системе.

По правде говоря, людям нравятся сильные лидеры, и они считают вполне естественным, что сильные люди используют свое влияние. Если он этого не делает, его просто не считают настоящим лидером. Некоторые признаются в этом во всеуслышание, другие держат это в себе.

Я помню историю, которую мне однажды рассказал высокопоставленный сотрудник службы безопасности, о палестинском лидере, чей дом на Западном берегу был разбомблен, и одна из стен рухнула, обнажив внутри позолоченную джакузи.

В оборонном ведомстве были уверены, что это повредит репутации лидера — ведь всем стало очевидно, что он замешан в коррупции — но на практике произошло прямо противоположное, и он стал еще более популярным. Мы сами не такие уж разные, и многие из нас восхищаются властью и коррупцией.

Но нет ничего нового под солнцем. В Первой книге Самуила народ Израиля потребовал от пророка назначить царя. Самуил пытался объяснить им, что царь будет злоупотреблять властью и эксплуатировать народ различными способами, но толпа была непреклонна. Библия может научить нас многому о том, как мыслят общества, избегающие демократии.

Демократия не является само собой разумеющейся и требует определенных традиций и психологических рамок в качестве предпосылок.

Американцы могут подтвердить это, вторгшись в Ирак два десятилетия назад, чтобы принести демократию его народу, который, в свою очередь, до сих пор погряз в собственной крови.

Чтобы мыслить в терминах индивидуальных прав и самореализации — основных ценностей каждого демократического общества — человек должен сначала отделиться от группы, освободиться от ее давления и сосредоточиться на себе.

Этот процесс, который происходил на Западе в течение последних 500 лет, привел к возникновению творчества, науки и демократии.

Творчество, идущее изнутри, противоположно подражанию, идущему извне; наука противоположна религии, и человек науки доверяет себе и своим знаниям, а не высшим силам.

В конце этого демократического процесса человек свободно выбирает правителя, который служит ему, а не наоборот, как это происходит при диктатуре, где человек является слугой правителя.

В недемократических обществах человек ищет авторитет вовне и боится его, поэтому ему трудно принять личную ответственность.

И это возвращает нас к началу: Почему граждане сознательно избирают коррумпированных лидеров и тех, кто вредит их демократии? Как некоторые режимы стали недемократическими, используя демократический процесс?

Ответ заключается в том, что мы все еще являемся трайбалистским обществом, и многие израильтяне требуют сильной авторитетной фигуры.

Этих людей меньше волнуют индивидуальные права и собственная самореализация, они требуют большей сплоченности группы и ощущения власти.

Это признаки того, что Израиль находится на пути к превращению в страну третьего мира. Коррумпированные люди избираются во власть, меняют правила, чтобы им сходило с рук все, что им заблагорассудится, а потом раздувают грудь, громогласно заявляя о наведении порядка.

Но мы не должны винить их. Мы избрали их, причем с большим перевесом.

Давайте признаем, что нам нравятся коррумпированные люди, злоупотребляющие своей властью. Мы сочувствуем им, возможно, надеясь, что сами станем такими же.

Ynet, перевод Ильи Амигуда


Похожие статьи