| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Хвост вертит собакой, или Карьера Сары Нетаньяху

Хвост вертит собакой, или Карьера Сары Нетаньяху

Практически всю политическую карьеру Нетаньяху, особенно с момента его прихода во власть в качестве премьер-министра, сопровождал шлейф скандалов, связанных с его женой Сарой, а в дальнейшем — и с младшим сыном Яиром. Сара — третья жена Нетаньяху, который старше ее на девять лет, у них двое детей, Яир и Авнер.

Сразу после первой отставки Биби в 1999 году оказалось, что, выезжая из резиденции премьер-министра, Сара «по забывчивости» увезла домой несколько картин и подарков, полученных ее мужем от официальных делегаций, забыв сдать их, как положено по закону, в архив Кнессета. Затем, уже после «второго пришествия Биби», разразился так называемый «бутылочный скандал». Сара Нетаньяху якобы обогатилась на тысячи шекелей за счет сдачи пустых бутылок после государственных приемов — бутылок от напитков, приобретенных за государственные деньги.

О прихотях и самодурстве Сары ходят легенды. Бывший подсобный рабочий Гай Элияху даже отсудил 30 тысяч долларов за плохое обращение. Он заявлял, что жена Нетаньяху заставляла его приносить еду, а затем обвиняла в том, что она таким образом набирает лишний вес.

В январе 2010 года домработница семьи Нетаньяху подала на Сару в суд. Женщина жаловалась на удержание заработной платы, несправедливые условия труда и оскорбления. В 2014 году аналогичный иск подал экс-телохранитель. В феврале 2016 года иерусалимский суд приговорил Сару к штрафу в 170 тысяч шекелей по этому иску. А совсем недавно Сару обвинили в том, что она часто заказывала домой еду из ресторанов, хотя в резиденции работал штатный повар. Ущерб казне оценили в 96 тысяч долларов.

Как-то бывший премьер-министр Эхуд Ольмерт заявил, что «семейка Нетаньяху психически больна, а Сарра даже лечится от психоза» и пытался доказать это в суде, потребовав премьерскую чету пройти медицинскую экспертизу.

На аудиозаписи, опубликованной в мае 2021 года, было слышно, как бывший министр Айелет Шакед, которую в принципе из Ликуда выдавила Сара, говорит в отношении Нетаньяху, что «они ведут себя как диктаторы и не готовы идти на уступки».

О том, что вся семья Нетаньяху использует в личных целях привилегии, данные премьер-министру, писалось не раз. В принципе на основе проблем с использованием этих привилегий возникало уже несколько судебных исков против Сары.

Еще несколько лет назад журналисты опубликовали видео о посещении Яиром Нетаньяху стриптиз-клуба вместе с двумя сыновьями олигархов и записью разговора о том, кто из них будет оплачивать услуги стриптизёрш. Тогда по запросу одной израильской общественной организации о том, кто оплачивал государственную машину и услуги охранников, сопровождавших сына премьер-министра в стриптиз-клуб, администрация Нетаньяху, после судебных напоминаний об обязательности ответа, была вынуждена сообщить, что расходы осуществляются в соответствии с инструкцией «Об участии в расходах премьер-министра», в которой записано, что канцелярия финансирует нужды первой необходимости премьер-министра, его супруги и детей, находящихся на его иждивении.

Хотя как оказалось в ходе одного из судебных расследование о клевете против Яира Нетаньяху, нигде официально не работающий сын премьер-министра и якобы находящийся на иждевении, имеет на нескольких своих счетах сумму, превышающую миллион шекелей. Стоит отметить, что в качестве «активного» блогера Яир прославился уже не одним скандальным текстом против политических противников его отца, а за некоторые из них на него были поданы иски о клевете или причинении морального ущерба на сотни тысяч шекелей.

Но все это как бы казалось отдельными выходками «эксцентричного» семейства, которые не затрагивали особо интересы государства. Но вот начавшийся недавно судебный процесс вскрыл более чем проблематичные вещи в поведении жены премьер-министра.

С 1 января в мировом суде Ришона-ле-Циона продолжились слушания по иску адвоката Давида Шимрона против ликудника Давида Арци, своего бывшего приятеля. Ответчик рассказал в суде, что в 1996 году своими глазами видел и читал официальное соглашение между супругами Нетаньяху, показанное ему их адвокатом Давидом Шимроном. Некоторые условия соглашения, по словам Арци, повергли его в шок.

Все как бы началось в далеком в 1993 году, когда Нетаньяху оказался в незавидном положении и заявил в прямом эфире, что его шантажируют из-за предполагаемой секс-записи с женщиной, которая, как считалось, была его помощницей, а не женой. По словам Арци, из-за измены Сара выгнала Биби из дому, но потом простила, заставив подписать договор о взаимоотношениях.

Ответчик настаивает, что встречу с Шимроном в кафе Кфар-Сабы помнит во всех деталях, «как будто это было вчера». По словам Арци, Шимрон просил его об услуге: замолвить за него словечко перед богатой нанимательницей, решившей его уволить. Именно для того, чтобы доказать свою профессиональную ценность, осведомленность и значимость, Шимрон принес на встречу текст написанного им договора на 15 страницах, подписанного супругами Нетаньяху, и дал Арци прочесть текст от начала до конца.

Арци перечислил часть статей договора («ему запрещено летать с ночевкой одному, она всегда летает с ним, она имеет право брать с собой чемоданы, она выбирает отель, она может возить с собой парикмахера, если его нет в отеле, она присутствует на всех встречах»).

Кстати, в подтверждение данного пункта приводится тот факт, что в  2018 году в Оман Биньямин Нетаньяху должен был ехать один, так как тогдашний султан Кабус бен Саид не был женат, и иностранные лидеры по протоколу приезжали без жен. Внезапно Сара Нетаньяху изъявила желание сопровождать мужа в поездке. Советники премьер-министра пытались ей объяснить особенности протокола, но им это не удалось. В конце концов, сам Нетаньяху сказал, что берет ее. Сотрудники «Моссада» вынуждены были посетить Оман и объяснить, что израильский глава государства находится «в чувствительной ситуации из-за особого темперамента» своей жены. Возможно, дело было не только в темпераменте.

Арци рассказал суду, что Нетаньяху, по условиям того самого соглашения с Сарой, не имеет кредитной карты: ему запрещено ей пользоваться, Сара выдает ему «карманные деньги» наличными. И, как показали свидетели, никто никогда не видел, чтобы Биньямин Нетаньяху расплачивался кредитной картой, а его политические соперники не раз высмеивали его за «неумение» самостоятельно оплачивать свои покупки и пользоваться средствами безналичного платежа, что косвенно подтверждает «условия» договора.

Однако все это можно было объяснить женской ревностью или скупердяйством, но, как заявил в суде Давид Арци, условие, что Нетаньяху становится «невыездным» без жены, его очень удивили, а еще одно просто «заставило подскочить»: там говорилось, что Сара утверждает назначения глав всех служб безопасности, начальника генштаба, глав «Моссада» и ШАБАКа, а если это условие будет нарушено — все семейное имущество Нетаньяху отходит ей, а дочь Нетаньяху от первого брака не имеет доли в наследстве.

Эта тема назначений возникла еще до отставки Биби летом 2021 года, и тогда он заявил, что «никто не может победить его на выборах», поэтому «атакуют через супругу». Он опроверг и показания Арнона Мильчена о том, что глава «Моссада» Йоси Коэн получил должность по его, Мильчена, ходатайству перед супругами Нетаньяху. «Не было такого», — заявил премьер-министр.

Сегодня в суде Шимрон утверждает, что Арци нагло лжет. Арци настаивает, что говорит чистую правду и доказал это, пройдя проверку на полиграфе. Не имея документальных доказательств встречи, состоявшейся четверть века назад, ответчик пытается доказать суду существование того самого соглашения между супругами Нетаньяху — и ряд приглашенных Арци свидетелей подтвердили, что Сара действительно участвует в высших кадровых назначениях.

В числе прочих показания в пользу ответчика дал на суде Авигдор Либерман. Он подтвердил, что Сара «однозначно вмешивалась в назначения» и что он слышал слухи о существовании договора, но сам их подтвердить не может.  В то же время Либерман отметил, что супруга премьера звонила ему напрямую и требовала увольнения тех или иных должностных лиц. В частности, речь шла о секретарше, которую Сара хотела убрать во время праймериз в «Ликуде», а также работнице канцелярии, когда Либерман был гендиректором канцелярии премьер-министра.

«Она была очень активно причастна к назначениям. Иногда напрямую, иногда косвенно. Выражаясь предельно вежливо, Нетаньяху очень прислушивался к ней. Если он кричал по телефону, это означало, что рядом с ним стояла Сара. Когда я встречался с ним лично, то сразу становилось ясно, этот вопрос не имел особенного значения».

Либерман описал конфликт вокруг назначения Авива Кохави начальником генштаба ЦАХАЛа, когда был министром обороны. По его словам, Нетаньяху возражал против назначения Кохави из-за давления жены. Когда Либерман сообщил, что хочет назначить Кохави, Нетаньяху был недоволен, и, судя по крикам Сары, которые были слышны по телефону, причина была в ней, а не в премьер-министре. Она держала трубку и слушала весь разговор. Потом, когда Либерман и Нетаньяху встретились, они спокойно утвердили кандидатуру Кохави.

Слухи о существовании такого договора ходили давно, о нем писал журналист Бен Каспит в книге «Время Нетаньяху». По слухам, подписание договора было ультимативным условием примирения с мужем, которое выставила Сара после того, как Нетаньяху признался в прямом телеэфире в супружеской измене.

Журналист Дан Равив утверждает, что дважды проверил показания Арци на полиграфе и убедился, что тот говорит правду. Арци объяснил, что Давид Шимрон просил его замолвить за него слово перед важной работодательницей, собиравшейся отказаться от услуг Шимрона и назвавшей его «глупым». Чтобы убедить Арци в том, что он вовсе не глуп, вхож в самые «высокие кабинеты» и владеет важными государственными секретами, Шимрон принес на встречу тот самый договор, заключенный при его участии.

Журналист «Хадашот 13» Равив Друкер сообщил, что при назначении Йоси Коэна на пост главы «Моссада» тот обязался хранить лояльность обоим супругам Нетаньяху — об этом рассказал на допросах в полиции Арнон Мильчен, рекомендовавший Йоси Коэна супругам Нетаньяху по его просьбе.

Депутат от НДИ Эли Авидар заявил, что не сомневается в правдивости рассказа Давида Арци, так как сам в 90-е годы проходил «собеседование» у Сары. Авидар написал в Твиттере, что Нетаньяху рассматривал его назначение на пост гендиректора канцелярии после отставки Либермана, пригласил на собеседование, но вскоре вышел и оставил наедине со своей супругой. Сара продолжала задавать вопросы, и когда Авидар, по его словам, понял, что назначение будет зависеть от ее голоса, он распрощался и ушел.

В суде выступил в качестве свидетеля защиты генерал запаса Гай Цур, который был кандидатом на пост военного секретаря премьер-министра в 2012 году. Он рассказал, что после нескольких интервью с премьер-министром его снова вызвали в резиденцию на Бальфур, и на этот раз с ним разговаривали Биньямин Нетаньяху и его супруга. Очень скоро Сара шепнула что-то мужу и тот вышел, сославшись на срочные дела. После этого Сара Нетаньяху допрашивала кандидата в течение 45 минут обо всем на свете. «Я почувствовал, что меня не взяли из-за ответа на вопрос Сары о размежевании [с сектором Газы]», — свидетельствовал генерал запаса. Наконец, самое поразительное: когда Нетаньяху вернулся, он сразу сказал, что ему достаточно проведенного интервью, и Гай Цур может идти. Это свидетельствует о том, что его вызывали ради интервью с Сарой и что это она принимала решение — его кандидатура была отклонена.

Бывший глава МВД Айелет Шакед также дала показания о роли, которую играла Сара Нетаньяху в ее назначении на пост главы канцелярии Нетаньяху в 2006 году, когда Биби был главой оппозиции. Она сказала судьям, что в интервью, наравне с Нетаньяху, участвовала его супруга, и было ясно, что он принимает во внимание ее мнение. «Я везде говорю, что они все решают вместе, все вопросы. Он доверяет ей больше, чем кому-то другому, и я знаю, что он советуется с ней по всем вопросам, в том числе политическим». На вопрос о степени вовлеченности Сары Нетаньяху в работу канцелярии, Шакед ответила, что его супруга «получала график работы в канцелярии».

Моше Яалон также дал показания о времени, когда занимал пост министра обороны в кабинете Нетаньяху. Он подтвердил, что Сара оказывала давление на Нетаньяху, чтобы у нее был голос в решении государственных вопросов, и премьер-министр старался показать ей, что дает эту возможность. Сара часто была на линии и слушала разговоры.

Это произошло и при назначении нового директора «Моссада». После окончания каденции Тамира Пардо была предложена кандидатура Н., и Нетаньяху его утвердил. Но через некоторое время назначили Йоси Коэна, хотя премьер-министра он тогда устраивал меньше, чем Н. Как рассказал Моше Яалон, во время решающей беседы по телефону с Нетаньяху он понял, что их разговор с другой трубки слушает Сара.

Косвенный подтверждением договора в пункте «права распоряжаться деньгами» может служить и поведение Нетаньяху после того, как он всеми силами пытается отсрочить выполнения решения БАГАЦа об «оплате расходов».

В октябре БАГАЦ обязал Биньямина Нетаньяху, тогда еще лидера оппозиции, вернуть американской родне 270 тыс. долларов, полученных им в дар от кузена-бизнесмена Натана Миликовского без разрешения комиссии госконтролера. Нетаньяху не может расстаться с такими деньгами, битва за 270 тыс. долларов не заканчивается и после вердикта Верховного суда.

После победы на выборах Биби подал в БАГАЦ апелляцию с требованием отменить вердикт и впредь не вмешиваться в этот вопрос, оставив его на усмотрение комиссии при госконтролере. Теперь он требует отсрочить исполнение приговора на четыре месяца, сообщает корреспондент «Хадашот 13» Авиад Гликман.

Точно так же ведет себя и «наследный принц» Яир Нетаньяху. Дойдя до Верховного суда в попытках отменить приговор, обязывающий его расстаться с 400 тыс. шекелей, и получив отказ во всех судебных инстанциях, Яир нашел «изобретательный» способ отсрочить страшный момент расставания с деньгами. Его адвокат пытается взять суды измором: подает юридически абсурдные, заведомо обреченные на провал апелляции против вердикта Верховного суда в суд низшей инстанции, получает обоснованные отказы и подает апелляции на эти отказы.

Вполне возможно, что Сара Нетаньяху, как в принципе и любая женщина, не готова расстаться с семейными деньгами и «справедливо» давит на Биби. Однако вопросы назначение самых серьезных должностных лиц государства вряд ли, даже чисто теоретически, могут входить в круг интересов членов семьи премьер-министра. Но насколько это верно покажет время, хотя явно просматривается вариант «нет дыма без огня». 

Похожие статьи