| Ги Сорман
Ги Сорман

Причины неприятия Нетаньяху европейскими элитами: слишком правый — и слишком еврей

Причины неприятия Нетаньяху европейскими элитами: слишком правый — и слишком еврей

В либеральных СМИ, среди интеллигенции и европейского политического класса царит непоколебимое единодушие по вопросу об Израиле: он больше не является демократией, потому что его новое правительство — правое. Слишком, крайне правое. Я не испытываю особой симпатии к Биньямину Нетаньяху, но должен заметить, что его избрание было совершенно законным. Я также не испытываю симпатий к экстремистским еврейским партиям, которые вошли в правительственную коалицию, но они тоже были избраны. Таким образом, я не понимаю, на каком основании возражающие европейцы позволяют себе осуждать израильскую демократию. Мне вспоминается знаменитое предложение Бертольта Брехта: «Поскольку народ голосует против правительства, народ должен быть распущен». Так получилось, что большинство израильтян считают себя представленными в новом правительстве Нетаньяху, а меньшинство вернет себе власть еще через несколько лет. Такова механика всеобщего избирательного права.

Поэтому, прежде чем демонизировать Нетаньяху, лучшие представители Европы должны спросить себя о его неоднократных успехах на выборах и рекорде долголетия, которые заставляют вспомнить Маргарет Тэтчер, Ангелу Меркель и Хосе Марию Аснара. Избиратели знают, что делают: при Нетаньяху израильтяне ощутили максимальную безопасность, и никогда еще их экономика не была столь процветающей. Поэтому Нетаньяху был переизбран не случайно, а в награду за свой успех и удачу (в политике удача и успех неразделимы). Угрожал ли он демократии в прошлом, и будет ли он искажать ее в этот раз, чтобы угодить своим союзникам-интегралистам? В этом можно сомневаться, поскольку человек, способный заставить израильтян замолчать, не от мира сего. Евреи спорили с Богом; евреи беспрестанно спорят между собой, и это касается и израильтян. Средства массовой информации свободны и останутся таковыми, как и партии и судьи. Израильская армия не принимает приказов извне. Что касается раввинов, то среди них столько же точек зрения, сколько синагог.

Что же является источником этого осуждения Западом нового израильского правительства и этих мрачных пророчеств относительно демократии? Во-первых, это невежество. Какой европейский писака поинтересуется проблемами, с которыми сталкивается Нетаньяху? Мы предпочитаем осуждать его издалека, боясь противоречить реальности. Но давайте признаем главное: отчаяние, которое демонстрируют европейские левые, происходит оттого, что их приверженцы судят об Израиле с точки зрения палестинцев. Это правда, что Нетаньяху и его союзники не верят в жизнеспособность палестинского государства; израильское государство — это не палестинское правительство, и оно защищает интересы израильтян перед интересами палестинцев. Мы можем сокрушаться о судьбе палестинцев, но на ком лежит ответственность за это? В 1947 году Организация Объединенных Наций разделила Палестину на две территории — еврейскую и арабскую. Кто отказался от этого разделения на два государства, как того требуют сегодня арабы, палестинцы и «международное сообщество»? С момента объявления ООН о разделе арабские армии Иордании, Сирии и Египта напали на израильские поселения. Тогдашние израильтяне, вопреки всем ожиданиям, оказали сопротивление и завоевали территорию, превышающую ту, что была отведена им ООН. С тех пор арабы никогда не прекращали нападать на Израиль, в том числе развязали войны в 1967 и 1973 годах. Каждый раз они проигрывали.

Отказавшись от фронтальной военной борьбы, арабы и палестинцы занялись терроризмом, и снова безуспешно. Две автономные палестинские территории, Западный берег и Газа, управляются избранными палестинскими администрациями, которые коррумпированы, тиранят свой собственный народ и присваивают средства международной помощи. Единственная функционирующая статья палестинской экономики — конфискация денежных средств, поступающих от ООН в течение последних 70 лет (и Европейского Союза в последнее время). «Международное сообщество» в течение 50 лет финансировало продолжение существования лагерей палестинских беженцев, что гарантирует, что эти беженцы так и останутся беженцами.

Палестинцы, возможно, являются жертвами израильской оккупации — хотя оккупации Газы вообще не существует, — но они все же больше жертвы международной помощи. Они также в равной степени являются жертвами арабского мира, который мало помогает палестинцам и долгое время отказывается признавать право Израиля на существование. Под постоянным давлением США и в обмен на американское финансирование Иордания, Египет, Эмираты и Марокко сейчас признают Израиль, но самые воинственные соседи — Сирия, Ливан, Иран, Саудовская Аравия и Алжир — не имеют с ним официальных дипломатических отношений. Крупнейшие мусульманские страны — Пакистан, Бангладеш и Индонезия — также не признают Израиль. Должны ли мы тогда удивляться и возмущаться тем, что Израиль — вооруженная нация и мало склонен идти на уступки палестинцам? Vae victis! Горе побежденным! Таков закон империй: арабы проиграли. Невозможно представить, что случилось бы, если бы они победили. Второй Холокост или новое изгнание? Прежде чем осуждать Нетаньяху, давайте вспомним эту историю.

Я бы пригласил читателя также посетить оккупированные палестинские территории. Это правда, что достоинство палестинцев не всегда уважается израильской армией. Но на Ближнем Востоке, как это ни парадоксально, в какой независимой стране арабы живут лучше, чем на Западном берегу? Там арабы, по крайней мере, имеют свободную прессу, чего нет ни в одной арабской стране. Между мужчинами и женщинами царит юридическое равенство. Палестинские христиане пользуются полной свободой вероисповедания. Можно создавать предприятия и даже разбогатеть, ведя дела с израильтянами. Палестинский университет Бирзейт, безусловно, является лучшим среди арабских стран Ближнего Востока. Рамалла, столица оккупированной Палестины, — один из самых процветающих городов Ближнего Востока. Это не означает, что оккупация является удовлетворительным решением, но лучше быть палестинцем на оккупированном Западном берегу, чем в неоккупированной Газе.

В чем же истинная причина демонизации Нетаньяху в Европе? Он правый, он еврей — больше ничего не надо. А безудержная симпатия к палестинцам? Они, несмотря на себя, играют роль пролетариата в марксистском видении мира. Израиль и палестинцы для элитных комментаторов — не что иное, как экран, на который проецируются идеологические фантазии Запада.

City Journal, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи