| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Дышло для коалиции

Дышло для коалиции
Пикет против правовой реформы. На плакате надпись: "Ярив Левин — враг демократии" Фото: hamal.co.il/

В Израиле уже  пятую субботу подряд проходят массовые акции протеста против правительства Нетаньяху и его правовой реформы. На демонстрации в Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе, Герцлии, Беэр-Шеве, Ришоне-ле-Ционе и других городах вышли десятки тысяч человек. Кроме массовых демонстраций общественности прошла предупредительная забастовка работников сферы хайтека и других компаний. Среди лозунгов, которые выкрикивают демонстранты: «Мы сменим правительство!» и «Мы не согласимся на диктатуру!».

В израильских и зарубежных СМИ регулярно появляются заявления представителей деловых кругов, бизнесменов, финансистов и военных о вероятном негативном влиянии реформы на развитие страны.

Однако то, что происходит на улицах, явно слабо волнует членов коалиции, которая, как ледокол, продвигается к своей цели, ломая все препятствия на своем пути. И мало того, что все члены коалиции, включая премьер-министра, игнорируют требования оппозиции остановиться хотя бы на время и начать диалог по предлагаемой реформе юридической системы, вдобавок все они, практически единодушно, отвергают и замечания, исходящие от юридических советников правительства.

Специалисты Министерства юстиции намерены в ближайшие несколько недель сформулировать свою позицию в отношении предложений своего министра Ярива Левина по радикальным реформам системы правосудия страны. Однако Левин стремится ускорить процесс, поскольку он обеспокоен тем, что ожидаемые споры по этому вопросу могут отодвинуть законодательный процесс после зимней сессии Кнессета.

Источники в министерстве ожидают, что ведомство, которое работает в координации с генеральным прокурором Гали Бахарав-Миарой, укажет на многочисленные трудности с законодательством в его нынешнем виде, что может привести к столкновению между министром Левиным и его министерством.

По мнению представителей юридической системы страны, судебная перестройка, объявленная Левиным, ослабит способность израильских судов и судебной системы действовать в качестве сдерживающего фактора политической власти, ограничив полномочия БАГАЦа отменять законы или оценивать решения правительства на основе теста на «разумность». Это также дало бы правительству право решающего голоса при назначении судей и позволило бы министрам выбирать юрисконсультов для своих ведомств.

Несколько дней назад президент Ицхак Герцог попытался остановить судебную реформу. Президент Израиля является главой государства, хотя и с чисто номинальными полномочиями. Однако он может отказаться подписывать принятые Кнессетом законы, что, несомненно, имело бы огромное символическое значение (но с непонятными пока правовыми последствиями).

Пока же президент  Ицхак Герцог предложил заморозить процесс реализации реформы на 14 дней, и начать переговоры между коалицией и оппозицией без предварительных условий. Дебаты должны проводиться переговорной группой или специальной комиссией. В случае, если переговоры не увенчаются успехом, законотворческий процесс продолжится. Если же они окажутся успешными, то появившийся в итоге документ будет представлен на голосование. Однако коалиция, чувствуя свою силу, не намерена и дня терять в реализации реформы, тем более что от ее продвижения зависит и будущее лидера партии ШАС Арье Дери, и даже премьер-министра Биньямина Нетаньяху.

Пока же юридический советник правительства Гали Баарав-Миара опубликовала пространное заключение, поясняющее права и обязанности премьер-министра в текущей ситуации. Юридический советник подчеркивает, что  обязательство избегать конфликта интересов Нетаньяху принял на себя сам перед лицом Верховного суда, и все рекомендации по этому вопросу имеют обязывающую силу.

Ранее премьер-министр уже пытался уклониться от исполнения собственных обязательств, подавал в БАГАЦ протест, но проиграл и в марте 2021 года суд обязал его исполнять соглашение об избегании конфликта интересов, составленное для него юрсоветником Мандельблитом и действующее до сего дня.

При этом  Нетаньяху неоднократно заявлял, что «правовая реформа» не имеет никакого отношения к судебному процессу над ним. В письме юридического советника правительства, написанном по поручению Баарав-Миары ее заместителем Гилем Лимоном, подробно объясняется, почему это не так и на каком основании юристы ограничивают полномочия главы правительства.

Соглашение обязывает Нетаньяху воздерживаться от принятия любых решений, могущих отразиться на ходе его судебного процесса. В частности, ему прямо запрещается принимать «решения, касающиеся правоохранительной системы» (юридического советника правительства, прокуратуры, полиции, комиссии по назначению судей в связи с назначениями в Верховный суд или в окружной суд Иерусалима), а также «решения, касающиеся свидетелей и других обвиняемых на процессе премьер-министра».  

Гали Баарав-Миара пояснила, что эти запреты распространяются и на любых помощников и порученцев Нетаньяху и касаются не только официальных решений, но и неформальных консультаций по вопросам, исключенным из компетенции обвиняемого главы правительства.

Однако, как показывают события, на «избранников» народа, закон, видимо, не распространяется. И, как и следовало ожидать, премьер-министр Нетаньяху через своих адвокатов объявил «неприемлемым для себя» предписание юридического советника правительства не заниматься вопросами, касающимися правоохранительной системы. Он вновь намерен оспаривать предписание в БАГАЦе и попросил у суда две недели на ответное заявление по поводу письма Баарав-Миары.

Стоит отметить, что нынешнее заявление Нетаньяху о «неприемлемости» для него решения юрисконсульта, основанного на двух вердиктах БАГАЦа и собственных обязательствах премьер-министра, вплотную приближает Израиль к ситуации конституционного кризиса, когда глава одной ветви власти отказывается признавать решение другой. От такого кризиса страну отделяет только обращение Нетаньяху к авторитету БАГАЦа — но ситуация с Арье Дери показывает, что и решения Верховного суда премьер-министр де-факто не выполняет.  

И как видно Нетаньяху не один в своем намеренье игнорировать явно не угодное ему решение БАГАЦ и юридического советника правительства. Министр юстиции Ярив Левин и председатель комиссии Симха Ротман договорились продолжать продвигать «реформу» в законодательной комиссии Кнессета, игнорируя негативное заключение юрсоветника правительства и запрет на участие Нетаньяху в этом процессе. В окружении Левина сказали журналисту, что министр «не дрогнет» уволить Гали Баарав-Миару с поста юрисконсульта правительства, хотя это и будет «сложный процесс». Стоит отметить, что юридический советник правительства была назначена на пятилетний срок и не является подчиненной министра юстиции - но это по закону, а закон правящая коалиция намерена взять в свои руки.

Поддерживая своего «председателя», главы коалиционных фракций опубликовали совместное заявление, в котором резко критикуют заключение юридического советника правительства Гали Баарав-Миары, написавшей, что главе правительства не следует вмешиваться в продвижение реформы юридической системы из-за конфликта интересов.

В заявлении глав коалиции говорится, что между юридической реформой министра юстиции Ярива Левина и судами над премьер-министром Биньямином Нетаньяху нет никакой связи, а конфликт интересов наблюдается не у главы правительства, а у юридических советников.

«Мы отвергаем заключение юридического советника правительства. Ее обращение — это попытка заставить народ замолчать, несмотря на его однозначный выбор, который был продемонстрирован гражданами Израиля на выборах», — говорится в заявлении глав коалиционных фракций.

То есть, по мнению коалиции, раз нас избрал народ, нам закон не указ, ведь мы сами пишем законы. Видимо пословица «Закон что дышло, куда повернул туда и вышло» для нынешней коалиции тоже пришлась бы не ко двору — из-за отсутствия правовых возможностей повернуть его в нужную сторону. Поэтому в коалиции решили идти по пути наименьшего сопротивления, просто отменив те законы, что мешают им жить, — и написать новые. Но это тоже не выход. Ведь вполне возможно, что следующее правительство, так же отменит решения нынешнего правительства и проведет закон, по которому «Биби сядет». Но, видимо, в коалиции пока не задумываются на такую далёкую перспективу.

Похожие статьи