300 песен Аркадия Хайта и Бориса Савельева

300 песен Аркадия Хайта и Бориса Савельева
Аркадий Хайт (справа) и Александр Левенбук

300 — это как минимум. Упоминание имен Хайта и Савельева в списке людей, внесших творческий вклад в песенное богатство страны, кому-то может показаться неожиданным, но оно вполне обоснованное. Конечно, Аркадий Хайт более известен как сценарист и юморист, но его заслуги на песенной ниве тоже нельзя сбрасывать со счетов. Пожалуйста, наберитесь терпения на песенную арифметику творчества Хайта и Савельева.

Хайт даже становился лауреатом Государственной премии (за кота Леопольда), а среди юмористов, кроме него, ее имел только Александр Курляндский (за «Ну, погоди!»).

Примеры такого совместительства, когда известные сценаристы пишут песни, тоже бывали. Так, например, известные писатели и сценаристы Дыховичный и Слободской, писали песни для Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Гелены Великановой, Владимира Трошина.

«Радионяня» звучала 30 лет. Конечно, не в каждой передаче были песни. Но иногда в одной передаче их было две или даже три. Так что число 300 — вполне реально. И авторы всех их — Хайт и Савельев.

К этому добавим: около десятка песен из «Кота Леопольда» и целый сборник под названием «Еврейские песни периода перестройки», тоже 10 композиций. Только на этот раз музыку писал Ефим Бурд. Они живут и сейчас, их исполняют различные еврейские ансамбли. А песню «Мои евреи» включил в свой репертуар Вахтанг Кикабидзе. Только почему-то в программке стояло: «Автор неизвестен». Когда мы ему сказали об этом, возникла поправка: стихи Аркадия Хайта.

qhc_0aTJVno.jpg
Борис Савельев

Однажды я выступал перед ветеранами Бутовского домостроительного комбината. И по просьбе директора решил прочитать им «Молитву» (стихи А. Хайта).  Ветераны обнимали меня, потому что эта песня была и про них. Ведь евреи не воевали отдельно от всей страны. А из песни «Молитва» на музыку Михаила Глуза мне хочется процитировать хотя бы один куплет.  

Когда весенним долгожданным маем

Мы сядем все за праздничный обед,

Места пустые за столом оставим

Для тех, кого сегодня с нами нет.

Глядят со стен родные лица:

Тот не пришел и этот не дожил...

Нас не учил наш дедушка молиться,

Я сам молитву эту сочинил.

Молюсь за своего отца,

Который не увидел нас,

Молюсь за каждого бойца,

Что умирал по сотне раз.

За тех, что молча шли к печам,

За тех, кто с песней шел на танк,

И за того, кто по ночам

Писал дневник, как Анна Франк.

Конечно у Бориса Савельева (Вейц) были и самостоятельные работы: мюзиклы «Сокровища капитана Флинта», «Морской дьявол» (по роману «Человек-амфибия»), «Робинзон Крузо». Все они написаны без Хайта. Но когда они работали вместе получалось особенно хорошо.    

Похожие статьи