| Яна Любарская
Яна Любарская

«Проблема мигрантов» — это наша проблема

«Проблема мигрантов» — это наша проблема

Тихий вечер среды на западе Москвы, который я, по обыкновению, проводила за компьютером, прервали продолжительный стук и нервные частые звонки в мою дверь. Бросилась открывать.

Стучала жена нашего работящего соседа, отца четверых детей. Как говорит один мой знакомый, пользовавшийся услугами последнего для ремонта в квартире: «Всем бы таких соседей». Замир и его жена когда-то, очень давно приехали из Киргизии и благополучно обосновались в Москве, создали семью, получили российское гражданство, у них родились дети. Отец большого семейства последние годы активно работает бригадиром на стройке, и у него, кажется, почти нет выходных, зато он один обеспечивает всех своих близких. Уходит рано утром и возвращается поздно вечером. Жена сидит с детишками, старшая дочка, Замира, ходит в соседнюю школу.

Вчера этот трудяга, как обычно, возвращался домой после очередного тяжелого рабочего дня. А в это время на лестничной клетке выпивали (начали с самого утра) двое «беззаботных» молодых людей, москвичи. Один — из «неблагополучной» соседней квартиры, которая давно уже не дает всем покоя. Второй молодой человек — «друг», частый гость неблагополучного соседа. Но в этот вечер всё не закончилось привычной остальным соседям попойкой с оставленным многочисленным мусором, бычками от сигарет, пустыми бутылками и дымовой завесой на лестничной клетке.

Эти двое, не давая человеку пройти домой, начали оскорблять Замира на этнической почве, выкрикивать националистические лозунги, призывая «убираться домой». Завязалась драка. Замиру 40 лет, и несмотря на свой значительный рост и неплохую физическую форму, он оказался один на один с двумя довольно крупными «соседями», оказав им в итоге мощное физическое сопротивление, можно сказать, полностью обезвредив обоих нападавших. На шум, крики, почувствовав неладное, выбежала жена Замира, ожидавшая его дома с минуты на минуту. От нападавших досталось и ей, слава богу, только словесно. Все те же страшные угрозы, чудовищные оскорбления на национальной и расовой почве, которые даже не хочется здесь повторять. И она стучала мне в дверь, чтобы я, их давний друг, вышла и как-то помогла.

IMG_20230215_202452.jpg

IMG_20230215_202447.jpg

IMG_20230215_202439.jpg

Распахнув дверь своей квартиры, в ужасе увидела завершающуюся драку и много крови, у Замира была разбита рука, а двое «поверженных» националистов, вытирая капающую из носов кровь, сидели на лестнице, продолжая сыпать проклятиями в адрес моих центральноазиатских соседей. Я призвала их немедленно прекратить оскорбления и вызвала полицию, к сожалению даже забыв в стрессе номер скорой помощи. Через некоторое время под моими окнами стояли уже две машины полиции, которая сработала невероятно чётко и оперативно, прибыв на место в течение пяти минут после моего звонка. Нападавших на Замира националистов забрали на разных скорых, а его самого повезли в отделение писать объяснительную, после чего благополучно отпустили домой. Но хорошо помню многочисленные угрозы этих молодых людей в его адрес, и, восхищаясь мужеством и смелостью соседа, почему-то думаю, что это еще не завершение неприятной истории. Очень хочется надеяться, что наш участковый обратит на ту самую «нехорошую» квартиру пьющих неонацистов самое пристальное внимание.

Разумеется, проблема мигрантов и не всегда позитивного отношения коренных жителей к ним не нова для российской столицы. Рядом с нами живут и работают сотни тысяч мигрантов из стран Центральной Азии. Они не похожи на нас, не всегда уверенно изъясняются на русском языке, а иногда и вообще на нем не говорят, немного иначе одеваются и ведут себя не совсем так, как мы, а еще — редко становятся друзьями коренных москвичей, к чему мы, если честно, не особенно и стремимся.

При этом, благодаря действиям нашей полиции, весьма серьезный прежде градус ксенофобии в Москве был сбит, а преступлений на почве национальной ненависти, уличных нападений на мигрантов, по словам социологов, стало меньше. Хотя в настоящий момент, по мнению экспертов, Москве вряд ли следует ожидать особого притока рабочей силы из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и других постсоветских стран. Напротив: к зиме столица столкнулась с нехваткой дворников.

Однако расизм и антисемитизм на бытовом уровне, понятное дело, никуда не делись. Агрессивные молодые люди, готовые нападать на чужаков, на азиатов, на так называемых «лиц кавказской национальности», есть всегда, а под словами «мигрант» и «гастарбайтер» в Москве, да и во всей Центральной России, подразумевают уже не только трудовых мигрантов из других стран, но также жителей национальных республик. Гастарбайтерами для них будут и курьер дагестанец, и бурятка из кафе «японской» кухни.

Масла в огонь подливают и расклеенные по всему городу объявления о сдаче квартир «только славянам» или вакансии, предлагающиеся исключительно для «лиц славянской внешности», как и соответствующие статьи в радикальной прессе, рассказывающие, «как мигранты вытесняют коренное население из школ» или как происходит ««импортозамещение» московских детей.

Вот, например, в 2020 году глава Еврейского музея и Центра толерантности Александр Борода заявил, что склонен считать провокацией публикацию объявления о вакансии бармена «славянской внешности» для кафе музея. По его словам, персонал искала сторонняя организация, сотрудничество с которой прекращено. «Я склонен считать случившееся скорее открытой провокацией, чем реальным запросом. У любого приличного здравомыслящего человека объявления такого рода, которые, к сожалению, встречаются в разных сферах, вызывают лишь острую негативную реакцию и даже отвращение», — подчеркнул он.

Уверена: самая эффективная мера противодействия ксенофобии — воспитательная работа в школах, колледжах, вузах, то есть — среди подрастающего поколения. В этом плане особенно важен и нужен конкурс для учащихся и педагогов «Холокост – память и предупреждение», который регулярно проводит Центр «Холокост».

Не следует также забывать, что во время Великой Отечественной войны именно Средняя Азия тепло приняла на своих землях огромное число эвакуированных граждан, среди которого было много евреев и тем самым — спасла их от гибели на оккупированных территориях…

Фото автора

Похожие статьи