Наш шаббатний гость, или Поправка о внуках

Наш шаббатний гость, или Поправка о внуках
Солдаты ЦАХАЛа занимаются по учебной программе подготовки к гиюру Фото: nativhagiur.org.il

«Поправка о внуках» был нашим гостем в Шаббат: очаровательный молодой человек служит в спецподразделении ЦАХАЛа и сейчас готовится к гиюру в «Национальном центре идентичности и обращения НАТИВ». Внук молился рядом со мной в синагоге, пел змирот (шаббатние песни) вместе с нами за шаббатним столом и давал умные двар Тора (комментарии к недельному разделу Торы). На Хануку я присутствовал на трогательной церемонии зажжения свечей в НАТИВе с 200 солдатами ЦАХАЛа, все достойные молодые женщины и мужчины, половина из них — внуки, которые страстно пели «Маоз Цур». И я подумал про себя: Сколько бы мы потеряли, если бы не «поправка о внуках»?

Сегодня, перед лицом повторяющихся требований изменить или даже отменить поправку о внуках, я хочу напомнить: те, кто живет среди нас благодаря ей, — наши сестры и братья. Во многих случаях их дедушки и бабушки были убиты во время Холокоста за то, что они были евреями. Те, кто сегодня поддерживает Закон о возвращении в полном объеме, включая поправку о внуках, — это те, кто заявляет, что государство Израиль является и должно быть впредь государством еврейского народа во всей его полноте, а не только государством его нынешних граждан.

В настоящее время очень значительная часть евреев в большинстве стран мира, не только в бывшем СССР, состоит в смешанных браках. Любая будущая волна алии неизбежно будет включать значительный процент смешанных семей. Таковы факты. Таков еврейский народ сегодня. И эта реальность требует от Израиля принятия важнейшего решения: будет ли он продолжать оставаться государством еврейского народа? Будет ли он по-прежнему заботиться о еврейской диаспоре и о каждом человеке еврейского происхождения, «чтобы изгнанный не остался изгнанным от Него» (Шмуэль II 14:14)?

Этот вопрос лежит в основе идентичности государства Израиль и оправдания самого его существования. Вот как Давид Бен-Гурион, наш премьер-министр-основатель, объяснил Закон о возвращении в 1950 году: «Этот закон определяет, что не государство дает еврею из-за рубежа право поселиться в нем, а это право является неотъемлемой частью еврейства... Это право предшествовало государству Израиль и, по сути, создало государство».

В 1970 году к Закону о возвращении была добавлена поправка о внуках, распространяющая право на возвращение на детей, внуков и супругов евреев. Председатель тогдашней комиссии Кнессета по конституции, законодательству и правосудию раввин д-р Исраэль Шломо Бен-Меир из Национально-религиозной партии (МАФДАЛ) объяснил: «Предоставление прав... тем, кто не является евреем, но имеет связь с еврейским народом... в надежде, что таким образом будет соблюдена мицва "Твои дети вернутся в свою землю" (Иеремия 31:17), и те, кто был отрезан... обратятся в иудаизм и станут частью нас, увеличивая нашу силу на земле».

Таким образом, этот закон был основан на сионистском и даже мессианском восприятии того, что помимо очевидного интереса светского государства, поощряющего как можно больше евреев к алие, Закон о возвращении и поправки к нему реализуют мечту поколений, видение пророков и естественное право еврейского народа на собственную родину. И светские, и религиозные лидеры считали, что многочисленная алия, включающая неевреев, которые присоединялись к еврейским семьям, является исполнением видения пророков: «Господь сжалится над Яаковом; снова изберет Израиль и поселит их в их собственной земле. Иноплеменники присоединятся к ним и соединятся с потомками Яакова». (Йешайяху 14:1)

Даже лидеры, отдаленно связанные с религиозной верой, выражали подобные взгляды. В 1950 году Бен-Гурион заявил, что «Закон о возвращении и закон о гражданстве... определяют особый характер и назначение Государства Израиль как государства, несущего в себе видение спасения Израиля».

В 1970 году, незадолго до принятия поправки, член Кнессета Яаков Хазан, лидер левой Объединенной рабочей партии (МАПАМ), сказал: «Мы стоим перед почти мессианским явлением национального пробуждения среди молодого поколения евреев в СССР... Их тянет в Израиль во множестве, и они приедут... Их приезд во многом определит форму всего нашего будущего».

Нельзя отрицать, что с годами, после принятия поправки о внуках, доля неевреев среди олим выросла примерно до 70 процентов. Это означает, что изменение или отмена поправки о внуках может привести к сокращению числа олим, приезжающих в Израиль, на аналогичную величину. В долгосрочной перспективе такое сокращение может оказать серьезное негативное влияние на развитие страны, возможно, даже поставить под угрозу еврейское демографическое большинство. Те, кто выступает против поправки о внуках, могут заявить, что приезд в Израиль такого количества неевреев сам по себе является угрозой для еврейского большинства. Чтобы ответить на это заявление, мы должны сначала ответить на следующий вопрос: какова идентичность тех, кто приезжает сюда в силу поправки о внуках? И какова правильная политика в отношении этих «олим»?

Во-первых, мы должны провести различие между объективным галахическим определением и субъективным самоопределением личности. Закон о возвращении гласит, что принадлежность к еврейскому народу определяется галахой, а именно наличием матери-еврейки или переходом в иудаизм. Определение права на возвращение, однако, основано на национальности, а не на религии. Исследования, изучающие взгляды олим, показали, что они считают себя неотъемлемой частью еврейского национального коллектива.

Всестороннее исследование, проведенное д-ром Зеевом Ханиным, до недавнего прошлого главным ученым Министерства алии и интеграции (опубликовано издательством «Бейт-Мораша» в 2014 г.), дало следующие результаты: 53,3% заявили, что их идентичность — это «еврей-израильтянин»; 36,6% считают, что у них двойная идентичность и только 10,1% определили себя как неевреев или не могут определить свою идентичность. Другими словами: около 90% считают себя евреями. Кроме того, многие из олим относят себя к религиозно-традиционно-секулярному спектру израильского общества, и довольно многие хотят официально перейти в иудаизм: 6% сильно заинтересованы в переходе, 27% заинтересованы в некоторой степени, а 52% еще не определились с выбором.

В свете этих выводов алию следует рассматривать как силу, увеличивающую еврейское большинство в Израиле, даже если оно включает значительное число неевреев. При значительных усилиях, правильном подходе и политике вовлечения эти олим могут быть связаны с нашим еврейско-израильским обществом, в то время как выталкивание их из еврейско-израильского коллектива может привести к негативным последствиям. Можно ожидать, что изменение Закона о возвращении значительно сократит масштабы алии в Израиль, а также углубит раскол между Израилем и еврейской диаспорой, возможно, непоправимый. Закон о возвращении является основным законом, определяющим идентичность Израиля как национального государства еврейского народа, придающим этому определению реальный, а не просто декларативный смысл.

Итак, что же можно сделать?

Во-первых, мы должны понять демографический профиль, культурные тенденции и связанные с идентичностью характеристики еврейского народа сегодня. Мы должны решить, что мы заинтересованы во всех его разнообразных оттенках. Во-вторых, мы должны осознать, что идентичность Израиля как еврейского государства зависит не только от формального галахического определения принадлежности олим, но и от близости израильского общества к традициям, духу и моральным ценностям иудаизма. Принимая олим с распростертыми объятиями и демонстрируя им этический израильский иудаизм с ценностями инклюзии и солидарности, израильское общество может укрепить их еврейскую идентичность и их близость к еврейскому наследию и евреям Израиля. Таким образом, мы должны сделать вывод, что необходим резкий поворот в нескольких основных плоскостях:

- Официальная израильская система, отвечающая за обращение в иудаизм: еврейская Галаха предписывает приглашающий, инклюзивный подход, который сближает людей, что видно из сотен ответов посеков (раввинов, решающих вопросы в еврейском религиозном праве). Политика судов по гиюру должна быть адаптирована к неотложной национальной миссии по обращению олим в иудаизм.

- Система образования Израиля: Предложение программ бар/бат-мицвы, включающих гиюр, позволяющих провести гиюр около 100 000 малолетних граждан, детей олим, которые идентифицируют себя как израильтяне.

- Социально-культурная интеграция: поощрение социальных и культурных инициатив в общинных центрах, которые охватывают как местных жителей, так и олим, а также интеграция молодых олим и детей олим в деятельность израильских молодежных движений.

- Стратегическая цель: Израиль должен поставить стратегическую цель, ориентированную на алию — один миллион олим в следующем десятилетии.

Существует ли возможность для таких масштабных преобразований? Я считаю, что ответ положительный — если мы предпримем правильные шаги. Мое мнение основано на многолетнем опыте. Мне выпала честь основать и более двух десятилетий возглавлять «НАТИВ — Национальный центр идентичности и гиюра», крупнейшую в мире школу еврейских исследований. НАТИВ был создан правительством, принявшим рекомендацию Комитета Неемана, которому было поручено разработать идеи и предложения по вопросу гиюра в Израиле. За последние 20 лет в НАТИВе прошли обучение около 165 000 олим, что доказывает возможность и практичность работы с большими группами. К этому следует добавить прискорбный рост антисемитизма во всем мире, который может подстегнуть рост алии.

Мы живем во время больших опасностей, но также и исторических возможностей. В это время необходима многомерная стратегия формирования будущего для решения проблем, стоящих перед Государством Израиль и еврейским народом. Рост алии и дружелюбная процедура гиюра необходимы для укрепления силы и жизнестойкости израильской нации.

Наступило время чрезвычайной ситуации, но также и время больших перспектив. Мы должны действовать!

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи