Биньямин Нетаньяху уже вошел в историю Израиля как рекордсмен по нахождению на посту премьер-министра. Нетаньяху — единственный премьер-министр Израиля, который, находясь сначала под следствием, а затем под судом, даже пребывая в оппозиции, выиграл выборы и вновь возглавил правительство. Однако выигранные выборы совсем не означают бронь от судебного процесса, поэтому Нетаньяху предпринимает различные, порой совсем не связанные между собой действия, чтобы выйти сухим из воды.
Так, год назад, в январе 2022 года, практически во всех израильских СМИ появились сообщения о том, что Нетаньяху, председатель партии «Ликуд» и лидер оппозиции, начал предварительные переговоры с прокуратурой по заключению сделки о признании вины. По условиям сделки Нетаньяху признает два пункта обвинения в злоупотреблении доверием, что по первому пункту обвинения приведет к условному наказанию, а по второму — к нескольким месяцам тюремного заключения, которые будут заменены общественными работами. Однако ему также будет запрещено заниматься политической деятельностью в течение семи лет.
С того момента, как Нетаньяху в 2019 году было предъявлено обвинение, он отвергал все призывы уйти в отставку и обвинял правоохранительные органы, СМИ и суды в преследовании и ведении против него «охоты на ведьм».
Однако начавшийся над ним судебный процесс привел к тому, что адвокаты Нетаньяху тайно начали вести переговоры с государственным прокурором, чтобы заключить сделку о признании вины в его затянувшемся деле. В тот момент сообщалось, что переговоры окончатся к концу месяца и, в случае успеха, помогут завершить судебный процесс, который способствовал многолетней политической нестабильности в Израиле. Само собой подразумевалось, что рекордному пребывания Нетаньяху на посту премьер-министра будет положен конец.
В начале 2022 года Нетаньяху, тогда лидер оппозиции, был на грани подписания сделки о признании вины. Тогда бывший председатель Верховного суда Аарон Барак подтвердил сообщение об этом, заявив, что его попросили выступить посредником в первоначальном контакте между двумя сторонами.
Однако в тот момент переговоры зашли в тупик, потому что Нетаньяху не согласился принимать обвинение в «аморальном» поведении, что лишало его как политика права занимать государственные должности в течение семи лет.
Не решив дела в суде, в тот момент Нетаньяху бросил все силы на «подкуп» и перетаскивание части депутатов коалиции в свой лагерь, в результате чего «правительство перемен» пало и начались пятые досрочные выборы, на которых убедительную победу получил правый лагерь. Сформировав ультраправое правительство, Нетаньяху вновь вернулся во власть. Однако судебный процесс над ним продолжился, и даже при наличии отдельных нестыковок и при отказе ряда государственных свидетелей от своих показаний против Нетаньяху, он не убрал угрозы судебного преследования и вынесения обвинительного заключения.
В этот момент Нетаньяху, при поддержке своей коалиции, начал беспрецедентную атаку на судебную систему страны. Правовая реформа объявленная министром юстиции Яривом Левиным, должна лишить Верховный суд страны права отменять принятые Кнессетом законы, избрание же судей БАГАЦа должно было перейти под контроль Кнессета. При таком раскладе коалиция вполне могла проголосовать за неподсудности Нетаньяху на «веки вечные», а при этом «назначенные» ею же судья не особо возражали бы против такого исхода.
Однако в коалиции явно не ожидали такой волны протестов против реформы — как внутри страны, так и в мире — особенно в Вашингтоне. Мало того, что запротестовал бизнес и из Израиля начался отток инвестиций — сам президент Байден негативно высказался о правовой реформе: ««Сила американской и израильской демократии заключается в том, что обе они опираются на сильные институты и основываются на системе сдержек и противовесов, а также на независимости юридической системы. Необходимо широкое согласие для проведения масштабных реформ, чтобы граждане приняли их и чтобы они смогли работать».
Однако сегодня ясно, что никакого согласия вести какие-то переговоры с оппозицией по данному вопросу у авторов реформы нет ни желания, ни времени. Дело в том, что, согласно решению БАГАЦа, юридическому советнику правительства Галит Баарав-Миаре до 12 марта предстоит объяснить суду, почему она не использует предоставленное ей законом право объявить Нетаньяху временно неспособным исполнять обязанности премьер-министра из-за конфликта интересов.
Исходя из текущего момента и постоянного противостояния Нетаньяху всем предложениям и замечаниям юридического советника, она, скорее всего, ответит суду, что передает БАГАЦу право «отстранить» Нетаньяху от власти. И, скорее всего, БАГАЦ и вынесет такое решение, что премьер-министр не может полноценно исполнять свои обязанности из-за конфликта интересов. Что будет тогда — пока не ясно. И, видимо, коалиция, не желая рисковать, пытается отнять это право у БАГАЦа за оставшееся время, приняв все необходимые ей законы.
Кстати, один из таких новых законов описывает вариант отстранения от власти избранного премьер-министра. Согласно закону, решение о принудительном отстранении главы правительства от власти может быть инициировано только правительством или Кнессетом, но ни одной другой сторонней структурой.
«Декларация о недееспособности премьера возможна лишь с его согласия либо при поддержке 75% министров правительства или не менее 90 голосов членов Кнессета», — говорится в законопроекте. В преамбуле к законопроекту поясняется, что любая попытка отстранения от власти законно избранного главы правительства (кроме случаев физической или психической немощи) представляет собой попытку аннулировать результаты выборов, перечеркнуть волеизъявление граждан и эквивалентна государственному перевороту.
После такого закона у БАГАЦа будут связаны руки или ему придется найти причины отменить его как неконституционный. Едва ли в стране наступит конституционный кризис, ведь в нынешней ситуации коалиция вряд ли сможет позволить себе не подчиниться решению суда. Но возможное решение БАГАЦа об «отстранении» и последующие за этим события тревожат Биньямина Нетаньяху. Он явно не уверен в своих партнерах, особенно в тех, кого не раз уже «кидал». В этой связи он явно боится хоть на время лишиться полномочий премьер-министра. Ведь практически любой назначенец на это место вряд ли захочет с ним расстаться, а значит, постарается сделать все, чтобы Биби не вернулся во власть. А в такой ситуации недалеко и до осуждения в суде с непредсказуемым результатом.
В этой связи Биньямин Нетаньяху, видимо, принял решение попытаться обменять «судебную реформу» на признание вины, которое позволит ему, не получая реального тюремного срока, через некоторое время вернуться во власть.
Как сообщает газета «Маарив», лица, близкие к премьер-министру, начали неофициальные переговоры с видными противниками правительственного плана судебной реформы. В то время как переговоры в основном сосредоточены на достижении компромисса, чтобы обеспечить принятие смягченной версии пакета судебной реформы, в них включили и вопросы о продолжающемся судебном процессе над Нетаньяху и о возможности заключения сделки о признании вины.
Согласно публикациям, возобновление переговоров о заключении сделки о признании вины было частично вызвано пониманием обеими сторонами того, что помощь Нетаньяху будет иметь важное значение в разработке компромиссного плана судебной реформы. Пока в кулуарах идут переговоры о судебной сделке, Нетаньяху продолжает утверждать, что заявления некоторых политиков и юристов и судей о том, что судебная реформа Левина положит конец демократии в Израиле, необоснованны.
Однако у протестующих явно другое мнение. Уже два месяца подряд каждую субботу тысячи израильтян выходят на митинги.
Но, несмотря на демонстрации и призывы к переговорам, которые теперь звучат даже из «Ликуда», комиссия по законодательству под председательством Симхи Ротмана продолжает обсуждения в комитете рекордными темпами. Четыре дня заседаний будут посвящены «реформе». Добавился еще один закон — преодоление вето БАГАЦа депутатским большинством в 61 голос.
В последние дни Нетаньяху много говорил о готовности к переговорам, но при этом законодательство по правовой реформе продвигается в ускоренном темпе. Ожидается голосование по трем важным законам, в том числе «закону Дери-2», который позволит лидеру ШАС вернуться на министерский пост.
И хотя принятие всех этих законов, по мнению оппозиции, отдалит Израиль от демократии и нанесет ему вред на международной арене, все понимают, что эти же законы позволят отдалить Нетаньяху от суда над ним.
В этой связи стали раздаваться призыва выбрать «из двух зол меньшее». Заморозить суд над Нетаньяху в обмен на заморозку им судебной реформы.
Как отмечалось в газете «Ха-Арец»: «Ярив Левин и Биньямин Нетаньяху не стремятся отменить либеральную демократию в Израиле. Левин не стремится превратить государственный режим в автократию. Нетаньяху поддерживает реформу, потому что все его партнеры по коалиции настроены враждебно по отношению к либеральной системе правосудия, и, если он не поддержит реформу, они не помогут ему выйти из-под суда».
Поэтому как отмечает профессор Юли Тамир бывают ситуации, в которых из двух зол надо выбирать меньшее, и поэтому она «настоятельно рекомендует грязную сделку, которую все возненавидят»: отложить суд над Нетаньяху и создать коалицию Нетаньяху, Ганца и Лапида.
То есть ходы, которые предпринял Нетаньяху в связи с «правовой реформой», привели к тому, что оппозиция готова сама пойти с ним на сделку и отменить или заморозить суд над ним ради «спасения» демократии в стране! При таком раскладе великий комбинатор Нетаньяху явно будет готов спасти демократию. Ведь он же переживает за страну и ее имидж в мире. Или как?