| Анна Ройзер
Анна Ройзер

Судебная реформа — не единственная угроза израильской демократии

Судебная реформа — не единственная угроза израильской демократии
Десятки тысяч израильтян протестуют у здания Кнессета против судебной реформы премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Иерусалиме Фото: Debbie Hill/ Credit: UPI/Alamy Live News

В последние недели израильское общество и еврейские общины диаспоры более всего взволнованы предложенными израильским правительством «судебными реформами». Опасения, что ослабление судебной системы Израиля необратимо подорвет израильскую демократию, как объясняют многие, вполне обоснованы. Однако другие шаги, предпринимаемые правительством, не менее антидемократические, привлекли меньше внимания.

23 февраля правительство фактически назначило министра финансов Бецалеля Смотрича (которого Board of Deputies (Совет депутатов британского еврейства), как известно, бойкотировал из-за его экстремизма) губернатором Западного берега. Правительство согласилось, что контроль над Гражданской администрацией — органом, управляющим гражданскими вопросами, такими как планирование, инфраструктура и природные ресурсы на Западном берегу — будет передан от армии Смотричу. Этот шаг имеет огромное юридическое значение.

С 1967 года, когда Израиль установил контроль над Западным берегом, этими территориями управляет ЦАХАЛ. Это соответствовало международной правовой практике, согласно которой, когда земля переходит под контроль иностранной армии во время войны, она управляется контролирующей армией на временной основе, пока не будет определено будущее территории.

Как отмечается в воскресной редакционной статье «Ха-Арец», хотя прошлые израильские правительства на практике определяли, как армия управляет Западным берегом, они тщательно следили за сохранением правовой структуры, в соответствии с которой землей напрямую управляло не израильское правительство, а армия. Это отражало предположительно временный характер израильского контроля над территорией.

Передача контроля над гражданской администрацией министру правительства является отходом от этой практики и пересекает правовую черту. Это, как объясняет израильский юрист Михаэль Сфард, юридическая («де-юре») аннексия: она фактически делает Западный берег частью Израиля, управляемой израильским правительством. Таким образом разрушается иллюзия, что израильский контроль — временный.

Это откровенно антидемократический шаг: палестинцы, живущие на Западном берегу, которые теперь будут явно и постоянно управляться израильским министром, не могут голосовать на израильских выборах.

Кроме того, в то время как Западный берег подчиняется военному законодательству, военные указы применяют израильские законы к израильским гражданам и израильским поселениям на Западном берегу, но не к палестинцам. В результате возникли две параллельные, неравные правовые системы. Теперь израильское правительство предлагает формализовать это, подтвердив, что «законодательство по всем гражданским вопросам (поселений) будет приведено в соответствие с израильским законодательством». Это означает, что законодательство Кнессета будет применяться к израильтянам на Западном берегу. Постоянное применение разных законов к разным группам населения на одной и той же территории явно антидемократично.

Эти правовые изменения будут сопровождаться драматическими физическими изменениями, призванными обеспечить, с практической точки зрения, постоянство израильского контроля. Хотя такие изменения происходили в течение многих лет, сейчас они усиливаются.

В начале этого месяца правительство одобрило легализацию девяти форпостов, что стало первым подобным шагом с 2012 года. Расположенные в глубине Западного берега, эти поселения в настоящее время являются нелегальными по израильскому законодательству. Многие из них построены на земле, находящейся в частной собственности палестинских семей, — и это является юридическим препятствием для их легализации и одной из причин, по которой правительство стремится ограничить полномочия Верховного суда.

На прошлой неделе правительство одобрило значительное расширение поселений, в основном в глубине Западного берега. Оно также продвинуло планы строительства нового поселения в чувствительной зоне E1, расположенной недалеко от Восточного Иерусалима. Такое поселение разделит северную и южную половины Западного берега, что сделает жизнеспособное палестинское государство практически невозможным.

Также нет сомнений в том, что Смотрич будет использовать свои новые полномочия на Западном берегу для предотвращения развития палестинских территорий, сноса палестинских домов и поощрения поселенческой деятельности.

Эти изменения на Западном берегу антидемократичны: они призваны обеспечить постоянный контроль Израиля над территорией, не предоставляя демократических прав палестинскому населению.

Между тем, правительство продвигает закон, который лишает израильских арабов (но не евреев) гражданства в случае осуждения за террористические преступления. Это нарушает основной демократический принцип равенства перед законом. Во время обсуждения законопроекта в комитете парламентарий от «Ликуда», предложивший закон, объяснил: «Я предпочитаю еврейских убийц арабским».

Уничтожение израильской судебной системы — это ужасающий антидемократический шаг, против которого должны протестовать все, кому небезразлично будущее Израиля. Но если те из нас, кто обеспокоен демократическим характером Израиля, не будут также протестовать против шагов, предпринимаемых правительством для аннексии Западного берега без предоставления прав его палестинским жителям и дискриминации палестинских граждан, мы рискуем поддержать демократию только для евреев, что не является демократией вообще.

Вечная оккупация, все более неотличимая от постоянной аннексии, недемократична. В то время, когда демократичность Израиля находится под пристальным вниманием, этот вопрос должен стать темой публичных дебатов.

Jewish News, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи