| Жак Бенделак
Жак Бенделак

Подлинные причины израильской инфляции

Подлинные причины израильской инфляции
Фото: © Stocklib / Natalia Treukhova

За последний год инфляция в Израиле достигла рекордного уровня в 5,4%. Последний раз такая инфляция имела место 20 лет назад.

Причина: рост цен на энергоносители и сырье, вызванный событиями в Украине. Но есть также много внутренних причин, характерных для израильской экономики.

Легко свалить вину за инфляцию на внешние факторы; для израильских лидеров это удобный способ переложить вину на других.

Банк Израиля пытается справиться с инфляцией путем повышения ключевой процентной ставки, но безрезультатно; это лишь временная и частичная мера, которая не устраняет коренные причины инфляции.

Ведь в 2023 году причины инфляции в Израиле находятся здесь, а не где-то еще; они связаны с действиями правительства, а точнее, с его бездействием или даже неспособностью справиться с явлением, которое мешает деятельности страны.

Господство монополий

Постоянно говорят, что в израильской экономике доминируют монополии, которые иногда вступают в сговор друг с другом, чтобы поддерживать высокие розничные цены. Монополии существуют во многих секторах (сельское хозяйство и пищевая промышленность, банки, дистрибуция, транспорт и т.д.) и по всей цепочке поставок: производство, импорт и дистрибуция.

Монополистическая структура является парадоксом израильской экономики; ультралиберальная политика, начатая 20 лет назад, должна была благоприятствовать конкуренции, которая привела бы к снижению цен. Однако этого не произошло: на протяжении последнего десятилетия израильские правительства неохотно боролись с компаниями-монополистами — возможно, из-за очень тесных отношений между деньгами и властью в Израиле.

Государственные цены

Среди товаров и услуг, на которые наблюдается рост цен, очень значительную долю занимают те, цены на которые устанавливаются государством, особенно в сфере энергетики и продовольствия. Например, в январе этого года цены на электроэнергию подскочили на 8%, а на воду — на 3%; сдержать удалось лишь цены на бензин, но временно.

Лучше контролируя устанавливаемые цены, израильское правительство могло бы облегчить бремя стоимости жизни для домохозяйств. Например, оно могло бы снизить косвенные налоги, которые приводят к росту цен, такие как НДС, который добавляет 17% к розничной цене основных товаров.

Экономический перегрев

Существует также циклическая причина нынешнего роста цен: перегретая экономика подпитывает инфляцию. Темпы роста производства высоки (6,5% в 2022 году), рабочей силы не хватает (безработица составляет всего 4%), в то время как потребление домашних хозяйств находится на подъеме (+7,5% в 2022 году).

Результат такого перегрева: чтобы удовлетворить спрос при недостаточном предложении, производители и дистрибьюторы без колебаний поднимают цены. А покупая по любой цене, израильский потребитель не слишком помогает правительству бороться с завышенным и порой неоправданным ростом цен.

Ослабление шекеля

Нынешний рост цен также связан со стоимостью шекеля: когда он ослабевает по отношению к иностранной валюте, цена импорта увеличивается, потому что для получения того же количества продуктов, оплаченных в долларах или евро, требуется больше шекелей.

Поэтому ослабление шекеля, которое делает импорт более дорогим, подпитывает текущую инфляцию в Израиле. Это также косвенное следствие судебной реформы, которая подрывает доверие инвесторов: они реагируют на нее выводом своих капиталов из страны и переводом их в доллары, что ускоряет обвал шекеля.

Для борьбы с инфляцией, которая наносит ущерб экономике и потребителям, израильское правительство должно запустить обширный антиинфляционный план, который будет направлен на снижение веса монополий, улучшение конкуренции на многих рынках и снижение тарифных барьеров для импорта.

Несмотря на то, что предпринимаются некоторые прогрессивные шаги, в частности, в плане открытия доступа к иностранной продукции, борьба с высокой стоимостью жизни все еще не стоит на первом месте в повестке дня правительства, страдающего от политической нестабильности, которая угрожает его жизнеспособности.

Times of Israel Français, перевод Ильи Амигуда


Похожие статьи