Непомерная израильская дороговизна: призыв к справедливости

Непомерная израильская дороговизна: призыв к справедливости
Бутик Nespresso в Северном Тель-Авиве

В то время как часть населения Израиля выходит на улицы в знак протеста против реформы правосудия, инициированной Биньямином Нетаньяху, я смотрю на своих сограждан со скептической улыбкой и задаюсь вопросом: «Что побуждает этих людей жаловаться на закон о правосудии, когда никто, похоже, не хочет принимать меры против реальной несправедливости: непомерно высоких цен на товары повседневного спроса?».

Хотя это правда, что в 1898 году, во время «дела Дрейфуса», сионистский гений Макс Нордау определил справедливость как самое ценное достояние евреев: «Что касается нас, евреев, то мы остаемся раздавленными позором того, что оставались подлыми зрителями того, как другие рисковали жизнью в борьбе за одно из самых святых благ человека, а может быть, и самое святое из всех благ — справедливость!», остается, что неспособность позволить себе товары первой необходимости является самой главной несправедливостью в «стране евреев».

Поэтому я буду говорить не о стоимости автомобилей в Израиле, которые как минимум вдвое дороже, чем в наиболее развитых странах ОЭСР, а о товарах повседневного спроса (во Франции можно купить совершенно новый автомобиль от 5500 евро, за эти деньги в Израиле даже 10-летнюю машину не купишь!).

Как иммигрант из Франции, я вынужден прибегнуть к клише, чтобы привести пример и рассказать о завтраке! Хлеб, круассаны, кофе... И я задаюсь вопросом: чем могут быть оправданы такие высокие цены в Израиле?

В Париже багет (который примерно в два раза больше багетов, продаваемых в Израиле) стоит от 0,29 до 1,10 евро (от 1,20 до 4,30 шекелей), в зависимости от места покупки (супермаркет или булочная). В Тель-Авиве сегодня легко найти хорошие багеты... Но, как правило, они стоят от 12 до 16 шекелей, что по крайней мере на 300% дороже, чем в отличной пекарне, расположенной недалеко от Елисейских полей.

Цена круассана во Франции составляет около одного евро (3,9 шекеля). В Раанане, северном пригороде Тель-Авива, я увидел магазин, где на этой неделе такой же круассан продавался за 24 шекеля (6,20 евро)! Рост на 600%! Что может оправдать такую цену?

Другой пример: кофемашины Nespresso. Самая простая и маленькая из них, «Inissia», продается во Франции за 79 евро (305 шекелей)... Ну, когда она продается! Каждые два года покупатели могут получить новую всего за 1 евро. Вчера в магазине Nespresso в северной части Тель-Авива я увидел такой же аппарат за 749 шекелей (193 евро). И опять же, чем это оправдано, когда мы знаем, что налоги во Франции одни из самых высоких в мире?

И я могу продолжать часами. Я мог бы рассказать об ананасах, продающихся за 60 шекелей (15 евро) в Бат-Яме (южный пригород Тель-Авива), в то время как в парижском Carrefour они стоят 2,29 евро (8,80 шекелей)! Я мог бы говорить о ценах на торты (в среднем на 300% дороже в Израиле), о ценах в ресторанах (не говоря уже о McDonalds!), о ценах на мебель...

Даже вода в бутылках стоит возмутительно дорого! Во всех киосках Афин пол-литровая бутылка стоит 0,50 евро (1,95 шекеля). Как можно продавать ее по 5-10 шекелей в киосках Иерусалима или Тель-Авива? Тем более, что это жизненно необходимый продукт первой необходимости!

Поэтому, что бы я ни думал об израильской реформе правосудия, когда я вижу, что средняя зарплата в Израиле — это аппарат для создания бедных, я серьезно задаюсь вопросом: это французский революционный и бунтарский дух, живущий во мне, сводит меня с ума, или все израильтяне — бараны, готовые платить по счетам 12 частями, чтобы есть, никогда не жалуясь?

Эта ситуация нетерпима. И дело не в протесте против того или иного премьер-министра: дело в том, чтобы вместе выступить против монополий, дуополий и лобби (импортеров, фермеров и т.д.), которые делают важную работу, но при этом неприлично наживаются, просто потому что израильский народ — это «фраерим» («пижоны», то есть голуби по-французски).

Бойкотировать йогурты той или иной компании, одну неделю в 5 лет, недостаточно. Мы должны мобилизоваться. Мы должны дать возможность самым обездоленным питаться полноценно, а женщинам — особенно матерям-одиночкам — иметь возможность кормить своих детей, не оказываясь в минусе к 10-му числу каждого месяца.

Вот настоящая справедливость, которую должен требовать народ Израиля.

Что касается протестов против реформы системы правосудия, инициированной Биньямином Нетаньяху, важно понимать, что она вызывает серьезные опасения у многих израильтян. Они опасаются, что она приведет к подрыву независимости судебной власти и подорвет демократию в Израиле. Реформа даст правительству больший контроль над назначением судей, что облегчит правительству назначение судей, симпатизирующих его политической повестке дня.

Поэтому израильскому народу крайне важно отстаивать свои права, как в отношении доступной стоимости жизни, так и в отношении независимости судебной системы. Пришло время освободиться от цепей монополий и дуополий и потребовать создания честного и справедливого общества для всех.

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи