| Узи Ребхун
Узи Ребхун

Все больше израильтян чувствуют себя комфортно вдали от Земли Обетованной

Все больше израильтян чувствуют себя комфортно вдали от Земли Обетованной

Израиль по всем параметрам является страной, принимающей иммигрантов, поскольку большинство еврейского населения страны — это либо репатрианты, либо их потомки во втором-третьем поколениях. В то же время, некоторые израильтяне решают покинуть страну, мотивированные либо факторами отталкивания — опасениями, связанными с ближневосточным конфликтом, экономическими соображениями или недовольством господством религиозного истеблишмента на общественной арене; либо факторами притяжения, такими как профессиональные возможности и другой образ жизни за границей.

Некоторые из эмигрантов — это бывшие репатрианты, которые не смогли адаптироваться в Израиле и вернулись в свою страну или переехали в другое место. Другие — коренные израильтяне, которые воспользовались легкостью получения европейского паспорта в последние годы, чтобы поселиться в одной из почти 30 стран континента, ставших доступными для учебы, работы и жизни.

Многие уехавшие израильтяне обладают высокими профессиональными навыками, и их с удовольствием принимают такие страны, как США, Канада и Австралия. Удобный и недорогой транспорт, передовые технологии, позволяющие эмигрантам поддерживать постоянные контакты с оставшимися дома родственниками и друзьями, а также развитие ветеранами-израильтянами за рубежом общественных организаций и сетей способствуют пополнению рядов бывших израильтян за счет вновь прибывших.

Изменились не только юридические и экономические возможности для эмиграции, но и отношение израильского истеблишмента и социума к выезду из страны с годами стало более терпимым. В прошлом эмиграция из Израиля воспринималась как признак слабости и акт приоритета личных и материальных устремлений над коллективными обязательствами.

Сегодня распространено понимание того, что израильтяне, как и население всех других западных обществ в свете процессов глобализации должны чувствовать себя свободными в принятии решения о том, где они хотят жить. Эта позиция набирает силу вместе с безопасностью и экономической устойчивостью Израиля и его твердым еврейским большинством, которое укрепилось благодаря массовой иммиграции из Советского Союза и высоким показателям еврейской рождаемости.

Изменения в отношении к эмигрантам из Израиля проявляются, прежде всего, в использовании более нейтральных терминов, чем «йордим» («спускающиеся», противоположность «олим», «восходящим»), таких как «мигранты», «израильтяне за рубежом», «израильская диаспора». Сегодня израильское руководство также стремится поддерживать связи с гражданами, проживающими за рубежом, и мобилизовывать их для решения различных политических и экономических задач. Платформы многих израильских политических партий все чаще включают упоминания об эмигрантах.

В ОБЩЕСТВЕННОМ дискурсе без колебаний рассматривается вопрос о расширении прав эмигрантов, включая участие в парламентских выборах из мест их проживания за рубежом. В ходе опроса, проведенного несколько лет назад Институтом политики еврейского народа, выяснилось, что более половины всех израильтян считают, что их соотечественники, живущие за границей, вносят положительный вклад в жизнь государства Израиль.

Однако чем дольше они остаются за границей, тем больше израильские эмигранты отдаляются от своей родины. Это отражается, среди прочих показателей, в самоопределении себя как израильтянина, эмоциональной привязанности к Израилю, частоте посещений Израиля, контактах с друзьями в Израиле и знакомстве с социальной и политической ситуацией в Израиле.

Напротив, они укрепляют свою еврейскую религиозную и этническую идентификацию, особенно в символическом поведении, таком как зажигание свечей в Шаббат, празднование основных еврейских праздников, соблюдение кашрута, а также принадлежность к синагогам и местным еврейским институтам. Это делает их, по крайней мере потенциально, важным резервом для еврейского демографического и культурного возрождения в местах их расселения. Они также могут играть важную роль в объяснении местным евреям (и неевреям) сложных вопросов, связанных с Израилем.

Число израильтян за рубежом невелико. По оценкам, оно составляет около 600 000 человек или 6% всего населения Израиля — примерно такой уровень эмиграции характерен, например, для Финляндии, Австрии и Швейцарии. В среднем, однако, израильские эмигранты представляют собой селективную группу: высокообразованные молодые люди, которые сконцентрированы в «беловоротничовых» профессиях, таких как высокие технологии, наука и бизнес.

Их эмиграция не только уменьшает численность населения Израиля, но и, главным образом, подрывает человеческий капитал и богатство страны. Если бы они не эмигрировали, Израиль мог бы быть еще более значительной страной-стартапом, чем сейчас.

Эти тенденции ставят перед Израилем три основные задачи: попытаться побудить эмигрантов вернуться, предложив им стимулирующие экономические возможности; найти пути укрепления связей с Израилем тех, кто решил остаться за границей; и уменьшить будущую утечку мозгов. Эти задачи, всегда сложные, кажутся еще более сложными в это неспокойное время.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

 

Похожие статьи