Судебная реформа Биньямина Нетаньяху ввергла Израиль в беспрецедентный гражданский кризис. И, несмотря на его кажущуюся паузу во время нынешних парламентских каникул, мало кто верит, что она приведет к смене курса. Поскольку некоторые пользуются возможностью перегруппироваться для борьбы с авторитаризмом меньшинств в Израиле, я ловлю себя на том, что вспоминаю одного из самых известных тиранов мировой литературы, Макбета, и, размышляя о том ущербе, который один человек, стремящийся к тотальной власти, может нанести нации, задаюсь вопросом, какие уроки он может преподать в ходе нашего собственного национального кризиса.
Трагедия Шекспира «Макбет» начинается с того, что одноименного военачальника провозглашают героем. Старший сын короля называет его «храбрым», а сам король — «благородным». Затем он встречает похожих на ведьм Странных сестер, которые предсказывают два будущих события: во–первых, что он будет назван таном Коудора — что уже сбылось до того, как он услышал это от них; и, во-вторых, что он станет королем Шотландии. Макбет не может дождаться исполнения пророчества и решает действовать, убив короля. Этот сдвиг является центральным в пьесе: первый вкус власти в роли тана Коудора разжигает его аппетит к абсолютной власти, на которую, как он считает, он имеет право. Имея в руках одну форму власти, он мысленно представляет себе другую — начиная свое превращение из храброго полководца в безжалостного тирана.
Биби тоже многие считали одним из самых талантливых и храбрых лидеров Израиля. И мало-помалу он стал известен как король Биби. В нашей национальной трагедии его прозвище играет роль пророчества — и Биби, похоже, решил действовать и воплотить в жизнь свое стремление к монархическому единовластию. Первым шагом было укрепление власти над партией «Ликуд», что он и сделал, ослабив ее наиболее сильных и независимых членов и расширив полномочия своих собственных приспешников. Добившись успеха, он распространил этот подход на другие партии, заключив с их лидерами партнерские отношения и превратив номинально отдельные парламентские партии в единый блок. Как только это было достигнуто, он понял, что может осуществить аналогичный захват власти в стране в целом. Завербовав банду закадычных друзей, он вознамерился провозгласить себя королем, убив правящего короля, которым в либеральной демократии является верховенство закона.
В случае с Макбетом, как только его превращение в тирана завершено, его дезорганизованный разум начинает колебаться между галлюцинацией и паранойей. Это тоже может случиться с Биби, как только ему удастся уничтожить судебную власть. Мы превратимся из граждан несовершенной, но либеральной демократии в подданных клепто-автократии. Подобно Макбету, Биби может начать увольнять своих ближайших советников, возможно, убивая их, как Макбет убил Банко, и в этом случае мы узнаем, что царство террора Биби действительно началось.
Если это произойдет, никто не знает, как долго продлится правление Биби. Или же на его месте восстанет другой диктатор и установит новое царство террора. Возможно, как и в трагедии «Макбет», Биби воспользуется войной как способом консолидации власти, начав атаку на Иран, которую он держал в качестве козыря в рукаве более десяти лет. Или, возможно, как в пьесе, подлинные наследники либеральной демократии Израиля объединятся и, замаскировавшись под фиговые листья или оливковые ветви, вернут себе землю и принесут эру мира — не только в наше собственное общество, но и на Ближний Восток в целом. Невозможно узнать, как и когда закончится трагедия Макбиби. Но очевидно, что разворачивающиеся сейчас события носят трагический характер.
Что уже ясно и что никогда не изменится, так это то, что роль Биби в истории нашего народа стала трагической. Но почему? Рассмотрение пьесы Шекспира могло бы подсказать некоторую идею. Трагический характер пьесе придают не страдания людей. Трагедия Макбета заключается в том, что его действия с самого начала не отражали его собственный образ храброго и благородного генерала. Независимо от того, сколько он разрушил, он не мог примирить свой образ самого себя с действиями, которые он предпринял, и разрушениями, которые он причинил. Он никогда не смог бы признать, что потенциал зла живет в каждом из нас, включая его самого. Как только он вывел свои действия за рамки правосудия, он стал трагической фигурой.
То же самое может случиться и с Биби, если он подорвет судебную систему. Подобно Макбету, он может превратиться в трагическую фигуру. Если это произойдет, мы можем только надеяться, что, как и в пьесе, его политическая жизнь закончится на мече, что в условиях либеральной демократии означает заключение в тюрьму.
Times of Israel, перевод Ларисы Узвалк