| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

От «кошерных» телефонов до «субботних» коров

От «кошерных» телефонов до «субботних» коров
Фото: אביגיל עוזי

В свое время в Израиле возник скандал вокруг «кошерных» телефонов, который привёл к срыву коалиционных переговоров. Поднимался также вопрос о «кошерном электричестве», проект которого обойдется стране не менее чем в 300 млрд шекелей. Сейчас, в условиях, когда коалиция и сам премьер-министр Биньямин Нетаньяху находятся в полной зависимости от религиозных партий, вопрос кашрута стал распространяться на новые области, включая даже этикетки на товарах.

«Кашрут упаковок» — новое слово в израильском маркетинге. Двигаясь путем «устрожения» заповедей и ужесточения запретов, духовные лидеры ультраортодоксальных общин вводят в практику прежде неслыханные критерии «кошерности» любых товаров и услуг. Нарушителям «кашрута» могут грозить санкции вплоть до физического насилия, погромов и поджогов — так воюют с продавцами «некошерных» телефонов в Иерусалиме.

В итоге крупнейший израильский ретейлер «Шуферсаль» столкнулся с проблемами, пытаясь удовлетворить требования многочисленного и быстрорастущего ультраортодоксального населения, у которого свои представления о дозволенном. Сеть побоялась столкнуться с вандализмом и пошла на поводу у требований не размещать женские фото на упаковках товаров.

Филиал аптечной сети «Шуферсаль» стал заклеивать в Бней-Браке фиолетовыми кругами женские лица на краске для волос и другой косметике с целью соблюдения обычаев скромности.

Проблема в том, что ужесточение критериев кашрута не имеет пределов, принцип «устрожения» побуждает раввинов состязаться в суровости ограничений и изыскивать все новые запреты. При этом все эти ограничения связаны с определенными затратами, как со стороны государства, так и со стороны потребителей. В результате в Израиле распухают штаты инспекторов кашрута и появляются новые удивительные профессии: например, в аптечной сети «Ве» появились работницы, занимающиеся исключительно заклеиванием изображений женских лиц на упаковках гигиенических и косметических товаров.

Позиция сети вызвала возмущение, последовали призывы к бойкоту. Фотография наклеек на товарах была сделана в понедельник социальным работником Галит Ситон и быстро распространилась в Интернете. Возмущенные пользователи предлагают бойкотировать аптеки и даже саму сеть «Шуферсаль». На дверях некоторых аптек появились наклейки «Здесь “замазывают” женщин». В сети также начался флешмоб, на котором фиолетовыми кругами закрывают лица женщин в обычных ситуациях или исторические фотографии, чтобы показать противоречия практики.

В итоге, испугавшись бойкота, руководство аптечной сети «Be» отказалось от скандальной практики заклеивания женских лиц на упаковках косметических товаров и получило от главного раввина Бней-Брака санкцию на другое решение «проблемы»: в ультраортодоксальном городе просто не будут продавать товары, упаковки которых раввины сочли «некошерными».

В руководстве сети и материнской компании «Шуферсаль», видимо, посчитали и решили, что кампания потребительского бойкота сети, начатая феминистским движением, обойдется дороже, чем потеря доходов от продажи товаров с женскими лицами на упаковках в Бней-Браке и других центрах религиозного благочестия.

Однако если «кошерные» упаковки не сказались на материальном благополучии всех, то появление нового варианта «кошерного» молока явно отразится на стоимости всей молочной продукции для всех граждан страны.

На днях молочный концерн «Тнува» во второй раз за месяц объявил о значительном повышении цен на свою продукцию. Рост цен на молочную продукцию объясняется подорожанием сырья и средств производства, но происходит параллельно с «революцией» в сфере кашрута - «Тнува» сообщила, что отныне вся ее продукция соответствует самым жестким стандартам кашрута («ле-меадрин»).

Корреспондент TheMarker Сими Сполтер подробно объяснил, с какими дополнительными расходами сопряжен перевод молочных ферм на «высший» уровень кашрута. В отличие от государственного раввината, «либерально» признающего кошерным молоко субботних надоев, кашрут «ле-меадрин» требует, чтобы по субботам коровами занимались только «гои», за этим должны следить специальные инспектора.

Речь идет не только о найме дополнительного персонала, но и о новом техническом оснащении. Инспекторы кашрута по субботам работать не могут, поэтому для контроля кошерности субботней дойки все фермы оборудованы системами видеокамер, и инспекторы просматривают записанные видео после исхода субботы.

Все эти дополнительные расходы оплачивают потребители. Дифференциации цен в зависимости от степени кошерности продуктов не существует, розничным торговцам выгоднее закупать товары, пригодные и для самых разборчивых покупателей. Рынок молочной продукции в Израиле крайне монополизирован и покупать продукты высшей кошерности приходится всем за отсутствием выбора.

При этом стоит отметить, что подорожание молочной продукции в Израиле имеет и свои дополнительные источники, хотя и «кошерное» молоко внесет в них ощутимую лепту.

Так, компания «Тнува» сообщила, что принято решение о повышении цен на часть продукции компании в среднем на 7,3%. Новые цены на продукцию вступят в силу с 1 июня. Лавинообразное повышение цен на продукты питания вот уже месяц идет по всему Израилю. Все началось с четырех крупных производителей молочных продуктов: «Тнува», «Штраус», «Тара» и «Гад», за ними подтянулись импортеры «Шестович» и «Дипломат», затем последовали «Яфора», «Темпо», «Кока-Кола» и «Осем». Рост цен затронул практически все сферы продуктов питания — от сыров и напитков, до круп, макарон и детского питания.

Компании утверждает, что им пришлось поднять цены «в связи с резким ростом цен на товары и сырье за ​​последние два года, в том числе цен на муку, куриную грудку, говядину, масло, овощи и др. затраты, такие как электричество, топливо, вода, заработная плата и т. д.». И в заключении к этим «бедам» добавились еще и «кошерные» коровы. То ли еще будет?

Похожие статьи