| Ницан Гамбург
Ницан Гамбург

Наука и мифология — преодоление разрыва

Наука и мифология — преодоление разрыва

Будучи секулярным евреем, я дорожу Танахом не как исторической или научной книгой, а как важной частью израильско-еврейской мифологии. Изучение его содержания — увлекательное занятие, поскольку оно позволяет понять мировоззрение наших древних предков.

В отличие от многих атеистов, я не испытываю гнева или презрения к заблуждениям библейских авторов, скорее наоборот. Если бы я жил в их время, мое собственное восприятие могло бы быть еще более ограниченным. В эпоху, когда не было современных технологий, понять истинную природу природных явлений было непростой задачей. Ограниченные своими органами чувств, авторы Библии были вынуждены полагаться на свои субъективные наблюдения, что делало весьма вероятным неправильное понимание ими этих явлений.

Поэтому существует резкий контраст между библейским изображением реальности и сегодняшним научным консенсусом. Согласно Торе, мир был создан примерно 5 783 года назад, и в ней небо описывается как соприкасающееся с морем: «Да будет твердь посреди вод». Это подразумевает модель плоской Земли. Более того, этимологически солнце описывается как «восходящее» на востоке и «опускающееся» в море. Твердь, упомянутая в Торе, является местом расположения звезд и небесных светил. Кроме того, в рассказе о творении описывается создание людей из земного праха на шестой день творения.

В древности библейский писатель мог наблюдать лучезарный свет, предшествующий восходящему солнцу, не понимая, что этот свет исходит от того же солнца, но служит «для управления днем» (Берешит, гл. 1). Точно так же луна, отражающая солнечный свет во тьме, упоминается в Торе как «управляющая ночью», несмотря на то, что она не излучает свет сама по себе и иногда видна днем. Это потенциально может объяснить повторяющееся в Танахе выражение «между вечерами», которое может относиться к периоду между первым вечером (закатом) и вторым вечером (угасанием света).

В библейских терминах понятие «небо» охватывает все, что человек видит, когда смотрит вверх. Однако небо в Танахе не является синонимом современного понимания земной атмосферы. Напротив, это понятие включает в себя птиц, облака, солнце, луну и звезды. Поэтому, когда библейский Бог создает «небо», он имеет в виду визуальное пространство, наблюдаемое глазом человека, а не отдельную физическую сферу.

В настоящее время передовые технологии, такие как телескопы, и подтверждение теории Коперника, а также исследование человеком Луны развеяли сомнения. Геоцентрическая модель, распространенная в некоторых цивилизациях на протяжении тысячелетий, была заменена гелиоцентрической, показывающей, что Земля — это просто шарообразная планета (геоид), вращающаяся вокруг Солнца.

Более того, такие научные теории, как Большой взрыв и эволюция, бросают вызов основополагающим убеждениям библейской истории сотворения мира. Важно признать, что научные теории, хотя и не являются окончательно доказанными, сформулированы на основе наблюдений, измерений и доказательств. Они часто требуют изменения парадигмы понимания, что идет вразрез с преобладающими интуитивными представлениями.

Не секрет, что все мы в той или иной степени проявляем консерватизм. Принять факты, которые опровергают широко распространенные представления, может быть непросто. Однако на протяжении всей истории человечества появлялись личности исключительной добродетели, которые бросали вызов статус-кво. Альберт Эйнштейн, например, столкнулся со значительным скептицизмом и критикой со стороны своих коллег, когда представил специальную теорию относительности. Тем не менее, в конечном итоге он оказался на правильной стороне истории.

Другие исследователи-первопроходцы, такие как Игнац Земмельвейс, который выступал за мытье рук для предотвращения распространения инфекционных заболеваний, или Альфред Вегенер, предложивший теорию дрейфа континентов, поначалу были встречены скептически и отвергнуты. Однако в конечном итоге они доказали свою правоту. Точно так же утверждение Барри Маршалла и Робина Уоррена о том, что инфекция Helicobacter pylori является основной причиной язвы желудка, первоначально встретило сопротивление.

В любом случае, попытки верующих креационистов оспорить такие теории, как Большой взрыв и эволюция, часто выглядят ошибочными. С одной стороны, они отстаивают свою истину, а с другой — с удобством используют научные достижения и технологии, основанные на научных выводах.

Например, спутники полагаются на орбитальную механику для поддержания своего положения в космосе. Применение спутников крайне важно для навигационных систем (например, GPS), прогнозирования погоды и связи. Несколько лицемерным кажется, что религиозные люди, считающие Землю плоской или центром Вселенной, все же пользуются плодами этих технологических достижений.

Зависимость человечества от запасов нефти для различных целей можно охарактеризовать подобным же образом. Нефть является побочным продуктом древних морских организмов, таких как водоросли и планктон. Присутствие биологических маркеров в нефти служит весомым доказательством, подтверждающим это утверждение. Радиометрические методы датировки постоянно оценивают возраст нефтяных месторождений в миллионы лет, что опровергает мнение о том, что им всего несколько тысяч лет.

Очень важно понимать, что научные теории, хотя и отличаются от научных законов, описывающих фундаментальные взаимосвязи между наблюдаемыми явлениями, строятся на основе эмпирических данных. Они предлагают объяснения того, как и почему происходят определенные явления, тем самым расширяя наше понимание мира.

Научные теории предлагают объяснения, которые выходят за рамки наших непосредственных интуитивных представлений и требуют готовности бросить вызов сложившимся представлениям. Кроме того, наука не претендует на непогрешимость, но стремится объяснить реальность. Мы также должны признать, что знания и факты имеют определенный «период полураспада». Как подчеркивает Самуэль Арбесман, математик и автор книги The Half-Life of Facts («Полураспад фактов»), вышедшей в 2012 г., в современном мире факты постоянно эволюционируют. На самом деле, «любая гипотеза, которую нельзя опровергнуть, не является научной гипотезой», как знаменито сформулировал философ Карл Поппер.

В этом сложном взаимодействии между наукой и мифологией важно принять динамическую природу знаний. Благодаря этой гармоничной интеграции мы ориентируемся в постоянно меняющемся ландшафте нашего мира, обогащенного чудесами научного поиска и богатством человеческой мифологии.

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи