Министр финансов Смотрич совершенно не разбирается в экономике

Министр финансов Смотрич совершенно не разбирается в экономике
Фото: Olivier Fitoussi

У нас никогда не было такого некомпетентного министра финансов, как Бецалель Смотрич. Он не прислушивается к советам экономистов своего министерства, открыто пренебрегает предупреждениями экспертов и создал для себя воображаемый мир, в котором все просто замечательно.

Вместо того чтобы изучать и усваивать правила экономики, он считает, что «если мы будем следовать Торе, то будем вознаграждены финансовым изобилием и великими благословениями. Таков мой подход к экономике2.

Здесь мы имеем смертельную смесь радикального религиозного сионизма и мессианского отрицания науки. «Бог создал мир за шесть дней... Теория эволюции устарела... Это безумие — думать, что мы произошли от обезьян... Израиль должен вести себя в соответствии с законом Торы». Помогите!

Его программа была кратко изложена в недавнем интервью газете «Исраэль а-йом», в котором он сказал об Академии искусств и дизайна «Бецалель»: «Какой вклад в экономику вносит то, что студенты бросают краску на стену и называют это искусством?». Он утверждал, что если правительство субсидирует студентов, то оно должно субсидировать и взрослых женатых учащихся ешив.

Смотрич намеренно проигнорировал огромную разницу между этими двумя категориями. Студенты «Бецалеля» не являются обузой. Они платят за обучение 11 000 шекелей ($2 950) в год и работают во время учебы. Студенты ешив сопоставимого возраста, напротив, являются полным бременем. Они не платят за обучение и не работают, но получают ежемесячную государственную стипендию в размере 1 170 шекелей, что в сумме составляет 14 000 шекелей в год. Они также получают ежемесячную стипендию от своей ешивы и 90-процентную скидку на муниципальные налоги. Они также обязаны делать лишь символические взносы на медицинское страхование и имеют право на скидки в детских садах, школах и общественном транспорте.

Они получают эти щедрые субсидии пожизненно, в то время как «Бецалель» получает государственные деньги на исследования и расходы на обучение каждого из своих студентов не более чем на три года.

Что еще более важно: после того, как студенты заканчивают обучение, они становятся продуктивными членами общества, которые работают, платят налоги и вносят свой экономический, социальный и культурный вклад. «Бецалель» выпускает художников, дизайнеров, модельеров, фотографов, архитекторов.

Художники, которых Смотрич, кажется, особенно не любит, могут продавать свои работы. Продажи являются свидетельством того, что результатом их труда является экономически ценный продукт, объект, которым можно наслаждаться и который может улучшить качество жизни. Их труд вносит вклад в общий валовой национальный продукт.

В отличие от этого, бесконечное изучение отрывков из Талмуда в ешивах не вносит никакого вклада в ВНП. Это просто безделье и отлынивание от работы, и это ведет нас назад, в мир, где доминируют бедность и невежество.

Неспособность Смотрича постичь основы макроэкономики также проявляется в его поддержке увеличения бюджетного дефицита «для борьбы с экономическим спадом». Он не понимает, что сейчас не тот момент, чтобы обращаться к кейнсианским экономическим методам. Мы не находимся на дне глубокой рецессии. Экономика растет (хотя и медленно), а уровень безработицы остается низким.

Реальным решением проблемы вялого роста экономики было бы прямое заявление о том, что судебная реформа действительно мертва. Если бы это произошло, исчез бы самый главный источник неопределенности, инвесторы вернулись бы, и экономика расцвела бы.

Невежество Смотрича распространяется и на рынки капитала. С присущим ему популизмом он заявил, что рассматривает возможность введения специального налога на банки. Это безответственное заявление быстро привело к падению акций банков на 2,5 процента, что больно ударило по тем представителям общественности, которые владеют акциями банков, напрямую или через доверительные и пенсионные фонды.

Смотрич самонадеянно проигнорировал кардинальное правило: министры финансов никогда не упоминают о налогах, которые они планируют взимать в будущем. Они никогда не говорят вхолостую о какой-то «идее» повышения налогов, не будучи уверенными в том, что планируют воплотить ее в жизнь. Кто-то должен поставить министра на место и подать на него в суд за нанесенный им финансовый ущерб. Возможно, сильный удар по его кошельку заставит его изменить свои взгляды.

Haaretz, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи