| Анат Пелед
Анат Пелед

Изучение истории сионизма в израильской школе: «синагога, перенесенная из Европы на Ближний Восток»

Изучение истории сионизма в израильской школе: «синагога, перенесенная из Европы на Ближний Восток»
Фото: Government Press Office; Gts/ Shutterstock Artwork by Anastasia Shub

Экстремистская израильская партия «Оцма Иегудит» попыталась в прошлом месяце принять так называемый «Закон о сионизме», который призван закрепить их интерпретацию сионизма «в качестве юридического и основополагающего принципа».

Этот закон направлен на предпочтение евреев перед арабами и расширение поселений и основан на их собственном ультранационалистическом и религиозном мировоззрении. Это не только последняя политика, продвигаемая правительством премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Она также является частью долгосрочной кампании по переписыванию истории основания Израиля — сионизма.

Сионизм сложился как светское движение, основанное на либеральных идеях, но в последние годы он был искажен по идеологическим причинам как движение, укорененное в религии и ультранационализме.

Основой для этих изменений стал захват правыми израильской системы образования в последние 15 лет. А образование, как никакая другая государственная институция, формирует мировоззрение будущих граждан страны.

Чтобы понять этот исторический ревизионизм, важно вернуться к тому месту, где израильтяне узнают свою национальную историю: к урокам истории в средней школе.

С начала 21 века уроки истории в светских школах Израиля проводятся в форме хронологического повествования о преемственности еврейского народа от периода Мишны до образования государства. Они начинаются с периода Второго Храма и еврейских общин в Средние века, затем переходят к национализму, сионизму и созданию государства Израиль, а заканчиваются Второй мировой войной и Холокостом.

Как отметил Алуф Бенн, главный редактор газеты «Гаарец», этот нарратив посвящен исключительно еврейской истории и сосредоточен на долгожданном возвращении в Землю Израиля.

Я училась в средней школе в Израиле и впервые познакомилась с иным изложением сионистской истории, когда переехала за границу, где поступила в колледж.

Там, за 10 тысяч километров от дома, я узнала, что основание Израиля было серьезным разрывом с прошлой еврейской историей. Трудовые сионисты, основное течение в сионизме на протяжении многих лет, восстали против старого религиозного образа жизни в штетле и власти раввинов.

Например, Йосефу Барацу, основателю кибуца Дгания Алеф, а впоследствии члену Кнессета 1-го созыва, потребовалось два года, чтобы набраться смелости и рассказать своим родителям о том, что он собирается совершить алию, что он и сделал в 1906 году.

Его испуганный отец обратился к раввину, который предупредил, что мальчик может сойти с праведного пути и попасть в Эрец-Исраэль в руки еретиков — обычная фраза европейских раввинов того времени, которые выступали против светского характера сионизма.

Я также узнала, что основатели сионизма вдохновлялись идеями русских революционеров, которые совершили социальную революцию, пытаясь построить более справедливое общество, основанное на «тиккун олам», еврейской концепции исправления мира. Они построили кибуцы, а израильское правительство приняло социалистическое законодательство для создания национального страхования и организаций по поддержанию здоровья, которые существуют и по сей день.

Я все время спрашивала себя, почему я не изучала эту историю в средней школе?

Неопубликованное исследование прогрессивного израильского аналитического центра «Молад», рассматривает, как преподается сионизм в нерелигиозных государственных школах. Оно показало, что на экзаменах по истории в период 2011-2019 годов почти полностью исключались Вторая алия и социалистическое влияние на сионизм. Это исключение также подтвердили несколько учителей истории со стажем, опрошенных в рамках исследования.

Напротив, как отметил Эяль Наве, глава ученого совета педагогического колледжа Кибуцим, в процессе обучения истории в средней школе больше внимания уделяется военным и политическим аспектам движения.

Исторический нарратив основания страны, безусловно, может меняться. Если основатели и первые правительства Израиля были социалистами, представлявшими сионистский мейнстрим, то 1977 год ознаменовался изменением направления развития страны с приходом к власти правого правительства Менахема Бегина.

Поскольку социализм утратил свою власть над израильским обществом, это, вероятно, нашло отражение и в учебниках для средней школы.

Однако за прошедшие годы образование стало более экстремальным после усиления контроля правых над Министерством образования и прихода внешних правых и религиозных организаций в светские государственные школы после приватизации системы. Это привело к тому, что религия и гипернационализм стали сочетаться в преподавании истории. Например, исследования показывают, что популярная шестидневная поездка по Израилю для 11-классников «Маса Исраэль» , организованная фондом «Берешит», основатели которого являются выходцами из правых поселенцев, способствует привитию молодежи религиозного нарратива правого толка.

«Мейнстримный сионистский идеал отрицания диаспоры сейчас пересматривается, и мы пытаемся вернуть [еврейское изгнание] в Израиль», — говорит д-р Авнер Инбар, научный руководитель «Молад», который в течение последних нескольких лет изучал, как преподается сионизм. Он обеспокоен тем, что в нынешней версии преподавания революция остается в стороне, а Израиль изображается как синагога, перенесенная из Европы на Ближний Восток — совершенно без изменений, но теперь с оружием в руках.

Этот пересмотр также можно увидеть в том, как светские и социалистические отцы-основатели страны стали изображаться правыми, чтобы соответствовать их идеологии. По словам Аниты Шапиры, известного историка рабочего сионизма, правые с удовольствием пририсовали бы Теодору Герцлю, считающемуся основателем современного сионизма, пейсы.

На самом деле Герцль был светским человеком и писал, что будущее государство должно быть толерантным и справедливым ко всем своим гражданам. Он не считал, что раввины должны иметь какое-либо влияние в новом государстве.

Правые, однако, «стерли его либеральные взгляды и представили его только как провозвестника государства. И особенно приятно, что у него была борода», — говорит Шапира.

Аналогичный процесс произошел и с Давидом Бен-Гурионом, чей социализм был почти полностью стерт в пользу национализма, добавляет она.

Это полностью политический процесс, объясняет она: «Вы не можете выкинуть из истории тот факт, что Герцль сыграл центральную роль в формировании сионизма, и что Бен-Гурион также является основателем страны и ее формирователем в первые 15 лет. Так что же делать? Нужно найти способ интегрировать их в пантеон правых».

Д-р Наве заметил аналогичный процесс в религиозной сионистской системе образования, где он столкнулся с учащимися, которым внушали искаженное представление о том, что сионизм возник благодаря Виленскому Гаону и его ученикам.

Последние месяцы показали, что многие израильтяне не согласны с интерпретацией сионизма, представленной крайне правыми фигурами в правительстве, включая Итамара Бен-Гвира, давнего экстремистского провокатора, ставшего министром национальной безопасности.

Израильтяне вышли на улицы с национальными флагами в руках, чтобы бороться за альтернативное видение. Однако одних демонстраций будет недостаточно, чтобы вернуть альтернативный сионизм.

В течение многих лет правые формировали ревизионистскую историческую повестку дня в сфере образования. Те, кто хочет спасти это видение сионизма и будущее страны, должны встретиться с ними там.

Как наглядно показал Бен-Гвир в своей попытке определить и законодательно утвердить свою собственную версию сионизма, история основания — это не просто история прошлого, она диктует будущее страны.

Haaretz, перевод Ильи Амигуда

 

Похожие статьи