| Цвика Кляйн
Цвика Кляйн

Израилю действительно нужна алия из России?

Израилю действительно нужна алия из России?
Фото: נגה מלסה, משרד הקליטה והעלייה

Около 60 тыс. россиян совершили алию в Израиль с мая 2022 года. Кроме того, еще 13 тыс. семей (40 тыс. чел.) получили право на алию; и это не считая многих тысяч, которые ожидают первого визита в посольство или консульство Израиля в России (им придется ждать еще целых восемь месяцев). 

Глава «Натива», государственной структуры, отвечающей за признание лиц, имеющих право на Закон о возвращении в странах бывшего Советского Союза, заявила на минувшей неделе на обсуждении в комитете Кнессета, что у нее больше нет сотрудников, которых она могла бы направить в качестве консультантов для работы с большим количеством российских граждан, заинтересованных в алие, а также что для работы существующих представителей не хватает мест, поскольку они могут выполнять эту работу только в посольствах и консульствах. В итоге появилось огромное количество потенциальных олим, которые хотят стать гражданами Израиля, но, вероятно, не смогут, по крайней мере, в ближайший год.

Вопрос на миллион долларов: действительно ли это правительство хочет привезти сотни тысяч новых иммигрантов из России? Короткий ответ: это сложно. Развернутый ответ: правительство было бы радо большим волнам алии, но это очень консервативное и религиозное правительство предпочло бы, чтобы ее совершали галахические евреи, а не внуки евреев.

Только 28% олим из бывшего СССР в 2020 году считались «евреями» по израильскому Закону о возвращении, согласно отчету Центра исследований и информации Кнессета. Согласно отчету, трое из четырех иммигрантов, совершивших алию в 2020 году, не были евреями. Согласно данным, эти олим приехали в Израиль как потомки евреев и сами не являются евреями, согласно определению закона. Согласно Закону о возвращении, любой еврей может совершить алию и стать гражданином Израиля, но те, у кого есть хотя бы один еврейский дедушка, также могут совершить алию на основании своей связи с евреем. Пункт о дедушках был добавлен в закон в 1970 году.

В ноябре газета The Jerusalem Post сообщила, что около 20% олим из стран бывшего СССР за последнее десятилетие не являются евреями и смогли совершить алию, поскольку один из их дедушек и бабушек был евреем.

Представители партии «Религиозный сионизм» говорили о внесении поправок в Закон о возвращении еще до того, как вошли в состав этого правительства. Министр алии и интеграции Офир Софер является членом партии, но занимает более умеренную позицию, говоря за закрытыми дверями, что он ищет способы оставить закон таким, какой он есть, но попытаться ужесточить практические критерии алии де-факто. На этой неделе один из членов Кнессета заявил, что если бы израильское правительство действительно хотело получить олим из России, оно бы послало частные самолеты и привезло в Израиль все те тысячи евреев, которые ждут репатриации.

Молчание нынешнего правительства понятно, но вопрос в том, готовится ли оно к ситуации, когда многие другие захотят приехать немедленно? Этот вопрос остается неясным.

В России существуют различные мнения о том, как евреи относятся к сложившейся ситуации. Если вы спросите любого раввина Хабада, он скажет, что еврейская жизнь продолжается как обычно, и что еврейские летние лагеря переполнены. Другие скажут, что большинство их друзей и родственников хотят уехать, но из них одни говорят, что хотят уехать в Израиль, а другие — что на самом деле предпочли бы уехать в другие страны региона, например, в Грузию.

На прошлой неделе я разговаривал с одним русским евреем, имя и фамилия которого не будут раскрыты в целях обеспечения его безопасности. «Люди не говорят о ситуации, это табу, — сказал он мне в телефонном разговоре. — Русские, будь то евреи или нет, не выражают своих политических предпочтений. Все боятся и никому не доверяют. Без сомнения, все евреи, которых я знаю, думают о том, чтобы уехать или эмигрировать. Вопрос только в том, как и когда».

Он сказал, что на него оказывается большое давление с целью заставить его покинуть Россию, и что есть много людей, которые пользуются этими безвыходными ситуациями и просят деньги, чтобы ускорить встречу с израильскими чиновниками или продлить имеющийся израильский паспорт.

Этот русский еврей сказал, что он очень вовлечен в еврейскую жизнь, регулярно посещает синагогу и проводит все свои семейные мероприятия в кошерном ресторане. На вопрос, что в последнее время говорят раввины и лидеры его общины, он ответил, что «публично раввин не говорил о нынешней ситуации в России. Я лично не хочу ставить его в неудобное положение. На праздничном мероприятии в моей общине раввин много раз говорил о том, что он поддерживает контакт с раввинами на Украине, добавив, что там все еще есть еврейская жизнь, несмотря на происходящее. Людям старше 50 лет трудно начинать все сначала в новой стране».

На вопрос о том, куда евреи хотят эмигрировать, он пояснил, что «олигархи с большими деньгами могут выбирать, где они хотят жить, но у представителей среднего класса нет другого выбора, кроме как уехать в Израиль».

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

 

Похожие статьи