В Минске прошла презентация очередного издания на тему «геноцида белорусского народа». Суммарный тираж этих книг достиг уже 15 тыс. экземпляров. Богато иллюстрированное научно-популярное издание «Архивы. Ничего, кроме правды» включает 15 документальных очерков, опубликованных в 2022 году в местной периодической печати. «Их авторы на основе архивных материалов рассказывают о карательных операциях, искусственно инспирированном голоде, массовом истреблении мирных граждан в концентрационных лагерях и гетто», — отмечает информагентство БЕЛТА.
Выступая 6-го июля на презентации книги в Национальной библиотеке в Минске, министр информации Республики Беларусь Владимир Перцов подчеркнул: «Архивные документы говорят, что мы должны были быть уничтожены на две трети. А некоторые национальности, такие как евреи и цыгане, — на 100%. Остальные были бы в рабстве. Это и есть историческая правда».
При всей дискуссионности выделения геноцида именно белорусского народа (что не вполне вписывается даже в современную российскую идеологему о геноциде на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны всех народов СССР), нельзя не отметить, что в соседнем государстве не только историки, но и официальные лица постоянно подчёркивают особую политику нацистов в отношении евреев и цыган. Об этом свидетельствует и тот факт, что в прошлом году отдельным изданием вышел том документов о Холокосте на территории БССР и его мемориализации.
Между тем, в России в изданиях «Без срока давности» подобного тома не только нет, но и сами многочисленные факты геноцида евреев и цыган разбросаны по разным разделам этих книг. Судебные процессы, которые проходят на региональном уровне, в своих вердиктах, констатирующих тотальное уничтожение, представителей этих национальностей не упоминают. Это вызывает удивление, причем публичное, даже у некоторых наших коллег, которые активно пропагандируют тезис о геноциде советского народа. Обращает на себя внимание, что при анонсе новых судебных процессов в областях России из сообщений СМИ исчезли формулировки о преступлениях против человечности и военных преступлениях, которые неизменно фигурировали в ходе 12 предыдущих процессов. Неужели формулировки Нюрнбергского процесса, которые исчерпывающе характеризуют страшные, не имеющие аналогов в других странах преступления нацистов против советских военнопленных и мирных граждан разных национальностей, утратили актуальность, и термин «геноцид» их полностью поглощает? И еще один важный момент. Если, по мнению российских официальных лиц, именно Холокост — одно из главных преступлений коллаборационистов (правда, за пределами оккупированной территории РСФСР), то почему же о жертвах этих преступлений не говорится в решениях областных и краевых судов России?
Сейчас такой судебный процесс проходит в Смоленске, где в середине июля 1942 г. было уничтожено самое крупное гетто на оккупированной территории РСФСР, евреев казнили во всех районах области, массово происходило убийство цыганского населения. Мы много говорим и слышим о восстановлении исторической правды. Применительно к теме геноцида евреев и цыган ее не надо восстанавливать. Ее нужно сохранить.