Уже 28-ю неделю подряд по Израилю проходят многотысячные демонстрации против судебной реформы. Масштабные протесты не утихают. Вчера на улице Каплан в Тель-Авиве на митинг собрались более 150 тысяч человек. Демонстранты написали на асфальте: «Байден, спаси нас!». Демонстрации также прошли в Ашдоде, Ашкелоне, Герцлии, Кармиэле, Кирьят-Гате, Кирьят-Бялике, Кфар-Сабе, Нагарии, Нетании, Реховоте, Ришоне-ле-Ционе, Тверии, Хадере, Холоне, Эйлате и других городах.
Во вторник, 18 июля, противники судебной реформы планируют провести Национальный день сопротивления. С него начнется «беспрецедентная неделя гражданского сопротивления диктаторскому законодательству», заявили лидеры протеста.
Однако на фоне этих, хоть и очень массовых, протестов, как-то незаметно проскочила одна новость, которая в ближайшее время может привести страну к гражданской войне: 13 июля Верховный суд справедливости (БАГАЦ) принял к рассмотрению ходатайство об отстранении Биньямина Нетаньяху от должности главы правительства. Основанием послужила готовность Нетаньяху к вмешательству в процесс юридической реформы.
Податели ходатайства считают, что премьер нарушил условия соглашения о предотвращении конфликта интересов, заключенного с государством после предъявления ему обвинений по трем уголовным делам: «1000» (о подарках), «2000» (о переговорах с владельцем группы «Едиот ахронот») и «4000» («Безек»-Walla).
Ходатайство было подано в мае группой «Мивцар а-демократия» («Цитадель демократии») во главе с бывшим начальником генштаба ЦАХАЛа Даном Халуцем. Группа требует вынести постановление о непригодности Нетаньяху к исполнению обязанностей премьер-министра. Следует отметить, что основанием для подачи петиции лежит принятый буквально на этой неделе в первом чтении законопроект об отмене пункта неприемлемости.
Личное участие главы правительства в юридической реформе не впервые становится предметом обращений в БАГАЦ. Однако до рассмотрения дела в суда не доходило.
Еще в 2020 году 11 судей БАГАЦа единогласно отклонили апелляцию, авторы которой требовали запретить Нетаньяху формировать правительство на основании того, что он является обвиняемым в уголовных преступлениях. Судьи, однако, потребовали от премьер-министра подписать договор о конфликте интересов, где ему запрещалось вмешиваться в вопросы юридической системы, в том числе «структурного характера».
В январе этого года коалиция начала продвигать правовую реформу. Вряд ли кто-то верит, что Биньямин Нетаньяху и Ярив Левин не обсуждали ее детали, но публично Нетаньяху не высказывался по этому вопросу до 23 марта. Утром того дня Кнессет утвердил во втором и третьем чтениях законопроект, запрещающий юридическому советнику правительства и вообще кому бы то ни было, кроме кабинета министров, отправлять премьер-министра во временную отставку. В тот же вечер, обращаясь к гражданам, Нетаньяху произнес магическую или роковую фразу: «Я вступаю в игру». А затем он еще и пояснил, заявив: «К сожалению, раньше у меня были связаны руки. Мы пришли к абсурдной ситуации, при которой, если бы я занялся реформой, как меня обязывает должность, мне угрожала бы отставка под предлогом недееспособности. Я начинаю заниматься реформой».
Сразу после выступления Нетаньяху юридический советник правительства Гали Бахарав-Миара заявила о противоречиях между условиями соглашения и инициативой премьера. «Вы прокомментировали инициативы, касающиеся юридической системы, включая состав комиссии по назначению судей, а также сообщили, что теперь намереваетесь заняться этими инициативами лично, — указала она в письме, направленном главе правительства 24 марта. — Это вступает в противоречие с постановлением Верховного суда, предписывающим премьер-министру, против которого выдвинуты обвинительные заключения, воздержаться от действий, способных вызвать конфликт интересов… Речь идет о конфликте между вашими личными интересами, касающимися судебного разбирательства, и должностными полномочиями на посту премьер-министра. Поэтому вы обязаны действовать, сообразуясь с соответствующими рекомендациями юридического советника». Бахарав-Миара напомнила Нетаньяху, что ранее, 1 февраля, премьер был предупрежден о необходимости воздержаться от какого-либо вмешательства в продвижение юридической реформы.
Еще через три дня Нетаньяху заморозил реформу, начались переговоры и стало уже полной наивностью полагать, что глава правительства ни в чем не участвует. Однако этот вопрос не возникал более на повестке дня. В мае почти 40 активистов, во главе с бывшим начальником генерального штаба Даном Халуцем, подали иск в БАГАЦ. Требование: отправить Нетаньяху во временную отставку (נבצרות) в связи с нарушением того самого соглашения о конфликте интересов.
В БАГАЦе думали два месяца: принимать ли апелляцию к рассмотрению. Нет смысла пытаться понять, какие «за» и «против» рассматривались. Но решение было оглашено 13 июля: рассмотрению быть. Оставим сейчас в стороне вопрос о том, как суд собирается рассматривать иск по вопросу, судебное вмешательство в который запрещено законом. Правда, по мнению юристов, обойти этот закон гораздо проще, чем кажется. А вот вопрос о тайминге принятого решения выходит далеко за пределы юриспруденции.
Судьи два месяца ломали голову и приняли решение, а главное обнародовали его, именно на той неделе, когда Кнессет утвердил в первом чтении закон об ограничении действия принципа неприемлемости, когда коалиция избрала своего представителя в комиссию по выбору судей, но стало ясно, что созывать ее не собирается, когда вновь зашла речь об изменении состава комиссии. Сейчас, когда ситуация приближается к своей развязке, очень может быть, высокие судья приняли решение прибегнуть к акции устрашения.
Главы коалиционных партий в ответ сделали совместное заявление: «Мы возмущены решением суда провести слушание, особенно после того, как Кнессет принял закон, предотвращающий импичмент избранного премьер-министра на основании праздных утверждений того типа, который содержится в иске. Мы наблюдаем хождение по опасному кругу фатального ущерба демократии и волеизъявлению народа. Мы и миллионы граждан этого не примем и не допустим».
Верховный суд пообещал рассмотреть этот иск в самое ближайшее время. Логично предположить, что рассмотрение будет транслироваться в прямом эфире, как это все чаще практикуется Верховным судом. Не менее логично предположить, что обсуждение будет сопровождаться демонстрациями сторонников Биньямина Нетаньяху и его противников.
Но на сегодняшний момент никто не может предположить (а из политиков никто не спешит высказываться), что произойдет, если в прямом эфире БАГАЦ отстранит премьер-министра Биньямина Нетаньяху от власти. Маловероятно, что, в случае отстранения, Нетаньяху примет это решение и попытается, с помощью своего «заместителя», рулить страной из-за кулис. Скорее всего, как «законно» избранный премьер, Нетаньяху, вооруженный «персональным» законом, запрещающим отстранять его от власти, проигнорирует решение БАГАЦа. А уж что начнётся тогда — пока трудно предположить. Применят ли в этом случаи судья статью неприемлемости к закону не позволяющему кому бы то ни было, кроме правительства, отправлять премьер-министра во временную отставку? И главное, как на это отреагируют лидеры протестного движения и оппозиция. Начнётся ли в стране бессрочная забастовка или мы стоим на пороге переворота и гражданской войны? Пока все в тумане.