В детстве мне прививали мысль о том, что религиозные люди будут становиться еще более религиозными, а светские — еще более светскими. Это были времена поляризации, характеризовавшиеся постоянной борьбой между консерватизмом и либеральным мышлением.
Однако мир изменился. Сегодня мы наблюдаем, как религиозные люди (так называемые ультраортодоксы, хоть я очень не люблю этот термин) стали более активно взаимодействовать с широким миром. Одновременно с этим свободомыслящие люди все больше тяготеют к поиску смысла и духовности. Раньше общество было резко разделено: «харедим» и «светские» жили в своих отдельных пузырях. Сегодня эти группы постепенно сближаются.
Однако это сближение порождает новые противоречия. Возьмем, к примеру, боевые части израильской армии, где юноши и девушки служат вместе. Раньше это не было проблемой, поскольку ортодоксы редко шли в армию. Однако по мере того, как все больше представителей этого сектора пополняют ряды ЦАХАЛа, растет потребность в учете религиозных норм и ценностей.
Аналогичное развитие событий мы наблюдаем и в Нидерландах. Возьмем, к примеру, Jom HaVoetbal (еврейский футбольный турнир). 20 лет назад было немыслимо, чтобы религиозная амстердамская школа «Хейдер» послала свою команду на этот футбольный турнир. Вспоминаю, как директор нашей школы отвергал участие в «еретическом мероприятии» как «авода зара», то есть идолопоклонство. Но времена меняются, и в этом году в турнире приняли участие четыре команды из «Хейдера», а новый директор школы, одетый в темный костюм и шляпу, присутствовал на стадионе и болел за своих учеников.
Такое сближение различных систем ценностей в целом является позитивным явлением. Как раввин, обращающийся к молодежи — своей целевой аудитории, я замечаю, что она стала более открытой. Кажется, что племенное мышление отступает, и они, молодое поколение, часто демонстрируют понимание по отношению к тем, кто ведет отличную от их собственной жизнь. Именно поэтому я надеюсь, что обе стороны будут готовы дать друг другу пространство, необходимое для сближения. Ведь перед обеими сторонами стоит одна и та же дилемма: когда идти на компромисс, а когда твердо стоять на своих принципах с прямой спиной?
Или, как красноречиво спрашивает Тевье в мюзикле «Скрипач на крыше»: «Как далеко я могу согнуться, чтобы не сломаться?».
Эта колонка ранее была опубликована в голландском еврейском еженедельнике Nieuw israelitisch Weekblad (NIW).
Times of Israel, перевод Ларисы Узвалк