С какой целью Нетаньяху ищет сближения с Саудовской Аравией?

С какой целью Нетаньяху ищет сближения с Саудовской Аравией?

Израиль намерен углублять экономические и деловые связи с Саудовской Аравией, независимо от того, признают ли страны друг друга официально. Об этом в интервью Bloomberg заявил премьер-министр Биньямин Нетаньяху. 

Проблема израильско-саудовских отношений — очень горячая тема. Она является частью проблемы проникновения Израиля в регион Ближнего и Среднего Востока. Для Израиля очень важно иметь отношения с Саудовской Аравией. Между тем еще с начала 21 века реализуется так называемая саудовская инициатива — инициатива установления нормального диалога с палестинцами при посредничестве Саудовской Аравии. Эту проблему давно и активно обсуждают в Израиле, и она даже переходила в область практического решения, но всегда что-то не давало ее реализовать. Одним из главных пунктов саудовской инициативы является признание Израилем решения палестинского вопроса по очень простой формуле «два государство для двух народов». Это требует выхода израильского и палестинского народов на прямые переговоры, чего пока не получается.

По крайней мере, Израиль понимает, что здесь Саудовская Аравия очень четко говорит, что сама будет продвигать переговоры и найдет для этого основу и формулу мира, но пока серьезного из этого не получается. Поэтому очень важным путем для претворения в жизнь того, что заложено в саудовскую инициативу, было установление так называемых Авраамских соглашений. То есть установление отношений со странами Персидского залива, что началось еще в 2020 году, когда были подписаны соответствующие соглашения в Вашингтоне при посредничестве президента Трампа. Именно он сумел реализовать эту формулу, и Израиль установил отношения с ОАЭ и Бахрейном. Это в общем вполне нормальный диалог, который развивается, но в последнее время потерпел небольшое ослабление — в связи с тем, что Саудовская Аравия нормализовала отношения с Ираном, а Тегеран препятствует тому, чтобы Авраамские соглашения были распространены на другие страны.

В последнее время на довольно серьезном уровне дискутируется вопрос о налаживании диалога Израиля с Саудовской Аравией. Об этом было достаточно много сказано, даже заявлено о первых шагах к установлению отношений. Саудовская Аравия пошла на некоторые уступки. В частности, она реализовала проект пропуска израильских самолетов через свою территорию. Это реализуется уже несколько лет и является одним из путей налаживания диалога. Процесс диалога очень труден. В последнее время неоднократно можно услышать заявления Израиля, что «мы уже довольно близки к установлению диалога с Саудовской Аравией, уже начата реализация значительных планов по разным проектам и это будет развиваться и крепнуть». Поэтому вполне серьезно прозвучало недавнее заявление американского президента Байдена о том, что найдена формула диалога между Израилем и Саудовской Аравией, которая будет реализована при помощи американской стороны. Я без большого оптимизма рассматриваю это заявление, потому что оно, на мой взгляд, больше рассчитано на внутреннюю аудиторию. Учитывая, что Нетаньяху теряет свой рейтинг и ему нужны важные шаги для того, чтобы укрепить пошатнувшуюся репутацию и показать, что, если есть какие-то ошибки или недочеты на внутреннем поле, они с большим запасом могут реализоваться на внешнем поле. На внутреннюю аудиторию это может и действует, но на внешнюю аудиторию это не очень влияет, потому что трудно представить себя, что такие шаги будут реализованы без большой поддержки США.

В последнее время США все с большей опаской относятся к внутренней политике Нетаньяху, предупреждают его о серьезных ошибках на внутреннем поле, хотя вряд ли позволено этой стране вмешиваться во внутренние дела своего партнёра. Но тем не менее США это делают и, более того, заметно, что они весьма недовольны той ситуацией, которая складывается в Израиле. И понятно, что серьезной помощи в налаживании диалога они не окажут, хотя Израиль об этом просит. На это была нацелена последняя поездка главы Моссада Давида Барнеа в США, где он об этом очень серьезно говорил.

Кроме того, нужно сказать, что американцы, по крайней мере формально, показывают свою готовность помочь. Именно поэтому заявление Байдена о том, что действительно возможно налаживание диалога, было сделано после того, как туда съездил советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан. Но вряд ли можно рассчитывать на большие подвижки на этом пути. Тут можно подумать о том, что может и подвижек и не надо в политической сфере, потому что уже налаженный диалог идет, есть совместные проекты и отлаженная формула сотрудничества с арабскими странами, в которую может вписаться Саудовская Аравия. Я имею в виду, что было в самом начале нулевых годов, когда Израиль, не имея официальных отношений с ОАЭ и Бахрейном, имел экономические представительства в Омане, Катаре и других странах. И он тогда пытался начать экономические проекты, которые спешно реализовывались. Такие же проекты могут реализовываться в Саудовской Аравии. Тем более, что эта страна и другие государства Персидского залива в последнее время пытаются в определенной мере возместить те отрицательные тенденции, которые появились с начала российской СВО. Поэтому мне кажется, что эта реализация диалога будет продолжена и развита как раз альтернативными проектами, которые Израиль может реализовывать, не дожидаясь установления и нормализации дипломатических отношений. Потому  что установление дипломатических отношений — это очень долгий и серьезный, по крайней мере для Израиля на арабском направлении, проект, который быстро реализоваться не может. Поэтому нужны какие-то подвижки, чтобы показать, что он все же реализуется и это вот те альтернативные проекты в сфере бизнеса, высоких технологий, которые Израиль может предложить и предлагает странам Персидского залива, в первую очередь Саудовской Аравии. Поэтому я полагаю, что заявление Нетаньяху намекает на то, что действительно возможен прорыв в этом направлении, оно оптимистично и может иметь продолжение. Но в данном вопросе спешки не будет и той быстроты, с которой были установлены отношения с ОАЭ и Бахрейном, ожидать не приходится. Но в любом случае начало уже положено. По крайней мере, об этом говорит заявление Байдена.

Похожие статьи