Есть прямая связь между призывом министра обороны Йоава Галанта в марте 2023 года остановить юридическую реформу из-за ситуации в сфере безопасности и его живо освещавшейся в СМИ поездкой на границу с Ливаном. Через 50 лет после окончания Войны Судного дня угроза новых военных действий на нескольких фронтах лишь возрастает.
Основная причина заключается в изменениях, так или иначе связанных с Ираном. Во-первых, в Тегеране воспряли духом: Россия нуждается в нем, Китай делает дружественные жесты, Саудовская Аравия готова практически на все, а в США выражают опасения в связи со всем этим.
Во-вторых, Иран вооружается и вооружает своих сателлитов высокоточным оружием. Еще 10 лет назад такое оружие было неоспоримым преимуществом в борьбе Израиля против "глупых" ракет противника. Сегодня же Иран производит собственное высокоточное оружие и БПЛА.
В-третьих, Иран верит, что, сумев объединить своих союзников - Хизбаллу в Ливане, проиранские милиции в Сирии, Ираке и, может быть, даже в Йемене, палестинские террористические организации в Газе, Иудее и Самарии, а также израильских арабов, - он одержит сокрушительную победу, так как Израиль не сможет устоять перед таким совместным натиском.
Это не говорит о том, что война неизбежна. Совсем не факт, что иранцы все же решат действовать, однако такой сценарий существует, и он гораздо более серьезен, чем казалось еще 9 месяцев назад.
Иранцы действительно вдохновлены тем, что воспринимают как ослабление Израиля. Именно этим можно объяснить усиление провокаций со стороны Хизбаллы, а также общее ощущение, что угроза новой войны возрастает.
Правительство Израиля должно действовать в этой связи в четырех направлениях.
Первое: понять, что речь идет об угрозе, которая может стать реальностью уже в течение нескольких месяцев. Поэтому нужно прекратить заниматься глупостями, которые лишь наносят урон армии и полиции. Историки, которые будут анализировать политику израильского правительства через 50, а может, и через 2000 лет, не поймут, чем занималось руководство страны в эти критические дни и каким образом оно довело Израиль до ситуации, когда он оказался не в состоянии защитить себя.
Второе: мы обязаны сделать упреждающий шаг и рассказать миру, что если Хизбалла откроет огонь, это приведет к формальной войне с Ливаном, а не только с Хизбаллой. Озвученное Галантом предупреждение было верным, однако оно не может заменить диалог с США в этой связи.
Третье: Израиль в состоянии предоставить относительно эффективную защиту своим гражданам, но не гражданской инфраструктуре. Высокоточное оружие будет нацелено даже не на скопления населения, а попытается вывести из строя электростанции, установки по опреснению воды, фермы серверов, морские порты и так далее.
Невероятно, но факт: в Израиле нет ни одной инстанции, вплотную занимающейся проработкой этого вида угроз. Речь не идет о проблеме с бюджетами или технологическими средствами. Речь идет о проблеме, которая просто упала между стульями. На месте главы правительства я бы занялся ее решением, и немедленно.
Четвертое: палестинский вопрос. Иранцы, как уже было сказано, предпринимают огромные усилия, чтобы вооружить палестинскую молодежь в Иудее и Самарии и усилить их мотивацию к террору.
В отличие от политики израильских правительств в последние 20 лет, заключавшейся в помощи ПА и предотвращении конфликтов, сегодня часть членов коалиции пытаются достичь обратного. Они хотят усилить трения и подтолкнуть все большее число палестинцев к экстремизму, а также ослабить возможности армии, ШАБАКа и полиции противостоять новой действительности.
Речь идет не об ошибках, а о совершенно четкой идеологической линии, проводимой некоторыми коалиционными партиями. Их цель - создать хаос в Иудее и Самарии. Мы обязаны понять: правительство, сознательно создающее невозможные условия для арабского сектора, не должно удивляться тому, что в случае войны мы обнаружим, что все больше израильских арабов будут бороться против страны.
С 1973 года мы с успехом предотвращали возможность войны на несколько фронтов. Если Иран сможет объединить наших врагов, Израиль столкнется с угрозой, превышающей все, с чем мы сталкивались со времен Войны Судного дня. ЦАХАЛ понимает это и действует соответствующим образом. Однако без резкой смены приоритетов нашего правительства усилий армии будет недостаточно.
Vesty.co.il