| Роман Гуревич
Роман Гуревич

Мы все — братья и сестры!

Мы все — братья и сестры!

В Израиле бушуют многосоттысячные протесты против так называемой правовой реформы правительства. Сторонники реформы ее называют правовой, а противники – правовым переворотом. Давайте попробуем вкратце разобраться в том, что и почему происходит. Потому, что впервые в истории современного Израиля его народ раскололся на два непримиримых лагеря и страсти, к сожалению, только накаляются. После того как к власти пришло правительство Нетаньяху было объявлено о том, что будет проведена реформа юридической системы Израиля и правительство начало ее проводить, пытаясь принять очень жесткие законы. И тут неожиданно оказалось, что в обществе есть огромное противодействие планам правительства. Это объясняется многими причинами. Давайте попробуем посмотреть на факты. Нетаньяху создал свое нынешнее полностью правое правительство из партий «Ликуд», двух партий религиозных сионистов и партий ультраортодоксов.

Это суперрелигиозные евреи, которые ходят в традиционных одеждах и живут своей общиной. Он создал это правительство, так как на выборах получил 64 мандата. Это правительство попыталось с помощью этих политических сил провести законы, который они считают правильными, но значительная часть населения страны при таком составе правительства посчитало, что их интересы не представлены и происходящее не реформирует, а разрушает бридическую систему и всю страну. Чем больше говорили министры избранного правительства, чем больше они действовали, абсолютно не обращая внимания на оппонентов, - тем сильнее становилось массовое противодействие.

Можно сказать, что возник мощнейший хор народа или можно сказать, что звучал жалкий визг проигравших выборы – сказать можно по-разному, но суть от этого не меняется: правительство начало действовать очень резко. Я дам несколько примеров законов, которые правительство пыталось провести. Есть такой министр Арье Дери из ультраортодоксалтной партии ШАС, он был главой МВД, после этого отсидел срок за хищения, выйдя из тюрьмы на свободу и после завершения срока, когда он не мог заниматься политикой, Дери снова вернулся в политику. Нетаниягу снова дал ему пост министра внутренних дел. Вскоре Дери снова попал под суд. Суд заключил с ним сделку, по которому он обязался уйти из политики. Дело против Дери закрыли.  Но он не ушел из политики. Нетаньяху в этом правительстве опять хотел поставить его на пост главы МВД. Были люди, которые возмутились этим, - противники правительства. Они считают, что человек, отсидевший в тюрьме, не может сидеть в правительстве. Есть люди, сторонники правительства, которые считают, что если народ избрал Дери в Кнессет, то он может быть министром. Дело дошло до Верховного суда, который забраковал это назначение, посчитав его невозможным. После чего пошла юридическая реформа, которая урезает полномочия Верховного суда, позволяя правящей коалиции самой назначать судей и лишает Верховный суд полномочий отменять назначения министров и контролировать действия правительства.

Например, сейчас религиозная партия требует урезать полномочия Верховного суда с тем, чтобы можно было принять закон, который полностью освободит ультрарелигиозных юношей от воинской службы. Сейчас в Израиле есть обязательная всеобщая воинская повинность – с 18 лет юноши и девушки призываются в армию. А вот ультраортодоксы не хотят служить в армии и им очень мешает Верховный суд, который пресекает их попытки не проходить армейскую службу. Были временные решения, но сейчас ультраортодоксы решили, что пришло их время и пошли ва-банк и они требуют урезать полномочия Верховного суда и принятия закона об их освобождения от воинской службы.

Есть очень много нюансов, в которые я не хочу вдаваться, - тема огромная, примеров много. Правительство утверждает, что оно может делать то, что хочет просто по той причине, что они получили на выборах 64 мандата. С другой стороны по всем еженедельным опросам, проводящимся в последние месяцы, нынешняя коалиция получает 53-52 мандата, а его противники – соответственно 68-67. Так что в кнессете большинство есть, а в народе, если верить опросам, - совсем нет... Население Израиля всегда было лоскутным, население состоит из разных групп, - светские и религиозные, восточные евреи и ашкеназы, "русские" и "эфиопы".... Всегда было напряжение, но люди всегда держались вместе, потому что единство это необходимое условие для выживания страны. И сейчас это единство находится под очень серьезной угрозой.

Важно отметить, что юридическая система Израиля не реформировалась практически никогда. Любые системы необходимо реформировать. Будь это Верховный суд или полиция. Или любая иная структура. При этом нужно реформировать и улучшать, а не разрушать.

Причем - для реформирования жизненно важных структур необходимо широкое общественное согласие и поддержка в народе. И сейчас этого нет, поэтому самая большая опасность, которая у нас возникла – это удар по единству народа. Я мог бы много говорить о нынешних министрах или о лидерах протеста, но вопрос единства для израильского народа – это вопрос выживания. Мы все братья. Мы все один народ! Здесь просто не выжить, если мы не будем едины. Когда возникло такое жесткое противостояние, то оно разрушительно отражается на и экономике, и на армии, и на отдельных семьях даже! Практически на всем. Вне всякого сомнения, ответственность за это несут все. Все мы должны быть более терпимы друг к другу, уважать иную точку зрения. Соблюдать закон. Вести переговоры между всеми группами населения и уважать другую точку зрения. При этом глава правительства как законно избранный премьер-министр несет на своих плечах всю основную тяжесть и бремя этой гигантской ответственности за страну и единство народа.

Когда в стране такое происходит я считаю, что именно премьер-министр должен принимать правильные и мудрые решения, думая обо всех группах населения. Это безумно трудно. Эта непростая ситуация, но дай Бог мы разберемся со всем этим. Мы все - братья и сестры. И вместе мы победим любые трудности.


Похожие статьи