В Израиле стартовала муниципальная избирательная кампания. Согласно закону, выборы в муниципальные и местные советы должны проводиться раз в пять лет в третий вторник месяца хешван. Таким образом ближайшие муниципальные выборы в Израиле назначены на 31 октября 2023 года. В соответствии с изменениями, внесенными в 2018 году, день выборов будет оплачиваемым выходным. В выборах примут участие все муниципалитеты, местные и региональные советы, а также их лидеры.
Право голоса на выборах имеют все граждане Израиля и постоянные жители, достигшие 17 лет и внесенные в список избирателей (на выборах в кнессет право голоса имеют только граждане Израиля, достигшие 18 лет). Избирателям разрешается голосовать только в том населенном пункте, в котором они зарегистрированы.
Выборы депутатов и глав советов проходят одновременно, но по двум отдельным бюллетеням. Для победы в первом туре кандидат на пост главы совета должен набрать больше всех голосов, но не менее 40%, в противном случаи будет организован второй тур, который состоится 14 ноября. Все избранные члены и руководители советов вступят в должность через 21 день после выборов.
По состоянию на 2023 год в Израиле насчитывается 257 местных органов власти: 80 муниципалитетов, 121 местный совет, 54 региональных совета и два местных промышленных совета. Избиратели в региональных советах выбирают руководителей двух разных уровней двумя разными бюллетенями. Один для главы совета, второй — для членов совета. В некоторых региональных советах избиратели также избирают членов своего местного комитета.
Согласно закону о выборах в местные органы власти, кандидаты в депутаты избираются не индивидуально, а списочным составом. Правом подачи списка кандидатов обладают партия или фракция в Кнессете, фракция уходящего в отставку совета и группа избирателей.
Руководителем местного совета органа власти может быть избран гражданин Израиля не моложе 21 года, обладающий избирательным правом в данный совет и возглавляющий список кандидатов в совет. Правом выдвижения кандидатур на пост руководителя местного органа власти обладает фракция уходящего в отставку совета, а также группа избирателей в 750 человек (или в три процента от числа избирателей этого органа власти, если их количество меньше 750).
В список кандидатов на выборах в совет могут быть включены лица не моложе 21 года на день подачи списка, чьи фамилии включены в Реестр избирателей, а место постоянного проживания на день подачи списка находится на территории, подведомственной данному совету.
Подготовку к выборам в местный орган власти организует избирательная комиссия и специально назначенный для проведения выборов государственный служащий (пакид а-бхирот). Ответственный за выборы государственный служащий назначается министром внутренних дел. В случае обжалования принятых им решений или результатов выборов в данный орган власти в целом, он выступает в суде в качестве ответчика.
Число членов и фракционный состав участковых избирательных комиссий (ваадот кальпи) определяется из числа фракций, представленных в избирательной комиссии, причем в каждой участковой комиссии должно быть не менее трех фракций (если они имеются), чтобы таким образом обеспечить должное представительство в участковых избирательных комиссиях каждой из фракций.
В состав участковой избирательной комиссии входят четыре человека: председатель, два члена и секретарь. Согласно закону, именно на секретаря участковой комиссии ложится основная обязанность по контролю и проведению выборов на участке. Секретарь участковой избирательной комиссии назначается из числа государственных и муниципальных служащих. На секретарей комиссии ложится вся тяжесть документально-оформительской работы, а также процедура сдачи протоколов
Каждый кандидат на выборах в местные советы имеет право на финансирование его избирательной кампании из государственной казны. Право на финансирование есть у всех зарегистрированных списков, которые, в соответствии с законом, могут быть трех видов: представляющие партию или фракцию в Кнессете; фракцию уходящего в отставку совета; группу избирателей.
Сумма финансирования привязана к «стоимости» мандата в каждом населенном пункте. «Стоимость» мандата, или, вернее, количество средств, что компенсируется государством списку кандидатов, за каждый взятый мандат или его часть, рассчитывается по следующей формуле: индекс, умноженный на число избирателей в городе и деленный на число мандатов в совете.
Индекс определяется МВД перед началом каждой избирательной кампанией. На выборах 2018 года индекс определен в 46 шекелей. Так, к примеру, «стоимость» одного мандата в Хайфе на выборах в 2018 году при наличии 257 тысяч избирателей и 32 мандатах составила 381 тысячу шекелей (примерно 100 тысяч долларов).
В Иерусалиме, при наличии 638 тысяч избирателей, цена мандата составляет почти миллион шекелей (250 тысяч долларов). В мелких городах суммы значительно ниже. Так, в Нагари,и при 50 тысячах избирателей, сумма мандата составляет 36 тысяч долларов, в Цфате — около 20 тысяч долларов. Именно эту сумму государство готово компенсировать депутату, прошедшему в совет, при наличии у него законодательно оформленных расходов на ведение избирательной кампании.
Списки кандидатов в местные советы, поддерживаемые партиями состоящими в кнессете, от них и получают финансирование на местную избирательную кампанию. То же самое относится и к кандидатам на посты глав местных советов: либо они вкладывают собственные средства, либо, при наличии партийной поддержки, используют деньги фракции кнессета.
В настоящий момент в Израиле и идет борьба за то, какой список в совете или какого кандидата на лидера совета поддержит та или иная фракция в кнессете. В этот момент и происходят все закулисные переговоры и интриги между местными лидерами и главами фракций. Ведь в дальнейшем, фракция в кнессете, рассчитывает опираться на «своего» мэра или своих депутатов в муниципальных советах, как на местный штаб выборов при выборах в кнессет. При этом в этих переговорах участвуют многие из членов фракций в кнессете, пытаясь протолкнуть своих представителей в городах. И именно эта подковерная борьба за «своих» на местах и проявляется в виде скандалов на страницах местных СМИ.