| Дебби Монблат
Дебби Монблат

Переезд парагвайского посольства в Иерусалим отражает широкие перемены в Латинской Америке

Переезд парагвайского посольства в Иерусалим отражает широкие перемены в Латинской Америке
Церемония открытия посольства Гватемалы в Иерусалиме Фото: KOBI GIDEON/GPO

Парагвай перенесет свое посольство из Тель-Авива в Иерусалим, объявил в минувшую среду министр иностранных дел Израиля Эли Коэн во время своей поездки по странам Южной Америки. Несколько часов спустя он добавил, что Уругвай откроет в Иерусалиме филиал своей дипломатической миссии.

В настоящее время из почти 100 посольств в Израиле только четыре находятся в Иерусалиме: Гватемалы, Гондураса, Косова и США. После переезда посольства Парагвая три из пяти посольств в городе будут принадлежать латиноамериканским странам.

Вопрос о статусе Иерусалима остается центральным в палестино-израильском конфликте, поскольку обе стороны претендуют на него как на свою столицу. Большинство стран предпочитают оставлять свои посольства в районе Тель-Авива, чтобы избежать восприятия как одобрения притязаний Израиля. Однако в 2018 году президент США Дональд Трамп перенес посольство США в Иерусалим.

Кандидат в президенты Аргентины Хавьер Милей, недавно победивший на местных праймериз, заявил на прошлой неделе, что в случае победы на всеобщих выборах в конце октября он также перенесет посольство своей страны в Иерусалим.

Лиор Хаят, официальный представитель МИДа Израиля, заявил, что между Израилем и странами Латинской Америки существует долгая история позитивных связей. «Дружба между еврейским народом и странами Латинской Америки существовала еще до создания государства Израиль», — сказал он.

Хаят отметил, что из 33 голосов членов ООН, отданных в 1947 г. за резолюцию 181, в которой рекомендовалось разделить подмандатную Палестину на еврейское и арабское государства, 13 принадлежало латиноамериканцам. Только одна латиноамериканская страна, Куба, выступила против резолюции, а шесть воздержались.

Кроме того, латиноамериканские страны открыли свои двери для евреев, бежавших из Европы, спасаясь от нацизма.

Хаят добавил, что рост популярности евангелических церквей и сект в Латинской Америке «способствует политической поддержке Израиля. Мы видим это в Гватемале, Гондурасе и в Центральной Америке в целом, а в последнее время и в Южной Америке».

Йонатан Гроссман, докторант Еврейского университета в Иерусалиме, рассказал, что некоторые консервативные лидеры Латинской Америки, включая президента Парагвая, пообещали перенести свое посольство, чтобы заручиться поддержкой евангелистов: «Так было в Гондурасе, где евангелисты являются крупнейшей деноминацией. Однако в Парагвае число избирателей-евангелистов меньше, и у них могли быть дополнительные мотивы».

Эллисон Федирка из техасской консалтинговой компании Geopolitical Futures считает, что латиноамериканские страны переносят свои посольства для укрепления связей с США: «Переезд посольства в Иерусалим — это политическое заявление, которое в равной степени касается как связей с США, так и связей с Израилем. Это один из самых сильных дипломатических жестов, который они могут сделать, чтобы добиться расположения Вашингтона».

По словам Федирки, некоторые латиноамериканские страны невелики и нуждаются в дополнительных средствах для того, чтобы делать громкие геополитические заявления. «Перенос посольства носит в первую очередь дипломатический и политический характер и относительно легко осуществим. Он позволяет этим странам делать громкие заявления при относительно небольших затратах», — пояснила она.

По словам Гроссмана, тот факт, что администрация Байдена не отменила решение президента Трампа о переносе посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, «дает латиноамериканским лидерам уверенность, что они могут перенести или сохранить свои посольства».

Тем не менее, Гроссман не уверен, что новый президент Гондураса Сиомара Кастро надолго сохранит посольство своей страны в Иерусалиме. В свое время Кастро была первой леди Гондураса, но ее муж, Мануэль Селайя, был свергнут в результате переворота 2009 года. Теперь она возвращается в президентский дворец как демократический социалист, сменив своего предшественника-консерватора.

Хаят отметил, что внутренняя политическая динамика в Латинской Америке часто влияет на отношения с Израилем: «Некоторые страны рассматривают свои отношения с Израилем как часть местной политической ситуации», — сказал он, приведя в пример Венесуэлу и Кубу, которые ухудшили отношения с Израилем после прихода к власти левых правительств.

«Это печально, — сказал Хаят, — поскольку отношения между Израилем и латиноамериканскими странами не должны зависеть от местных политических перемен».

Тем не менее, внутренняя политика, безусловно, определяет взгляды латиноамериканских стран на то, в каком городе должны располагаться посольства в Израиле.

Например, правительства Аргентины, Бразилии и Мексики, скорее всего, не будут в ближайшее время переносить свои посольства в Иерусалим. Гроссман отмечает, что они «вряд ли захотят рисковать ухудшением отношений с мусульманским миром и своими многочисленными и влиятельными арабскими общинами».

Для любой латиноамериканской страны, добавляет Федирка, «решение о переносе посольства в Иерусалим будет основано на внутриполитическом давлении, связях с США и состоянии американо-израильских отношений».

Израильское правительство, однако, считает решение любой страны о переносе посольства в Иерусалим знаком дружбы. «С нашей точки зрения, — заявил представитель Израиля Хаят, — все посольства должны находиться в Иерусалиме. Он является столицей государства Израиль с момента его создания и столицей еврейского народа на протяжении более трех тыс. лет».

Хаят добавил, что его ведомство стремится к тому, чтобы значительно увеличить число посольств, расположенных в Иерусалиме. Министр иностранных дел Эли Коэн заявил, что его целью является удвоение числа посольств и представительств в городе к концу года.

«Мы знаем о том, что страны Европы, Азии и других регионов планируют в ближайшее время перевести свои посольства в Иерусалим», — сказал Хаят, добавив, что когда страны принимают такое решение, они получают необходимую помощь от израильского правительства.

По словам Хаята, двусторонние отношения часто улучшаются, когда страны переносят свои посольства: «Отношения Израиля с Гватемалой и Гондурасом с годами стали крепче, поскольку они приняли решение о переносе своих посольств. Эти более тесные связи привели к расширению проектов сотрудничества, в том числе к увеличению объемов израильской гуманитарной и технологической помощи».

Министерство иностранных дел Израиля имеет 108 дипломатических представительств по всему миру, в которых работают 400 дипломатов. Несмотря на большое количество проектов, в которых участвует МИД, он концентрируется на нескольких основных целях.

«Первая — это уникальные отношения между Израилем и США, — сказал Хаят, — а вторая — расширение Авраамских соглашений, а также других договоров о мире и нормализации отношений с арабскими и мусульманскими странами».

По его словам, Израиль также направляет дипломатические усилия на предотвращение получения Ираном ядерного оружия.

Хаят с оптимизмом смотрит на Авраамские соглашения: «Мы ожидаем, что к ним присоединятся и другие страны. И мы думаем, что некоторые из них могут сделать это до конца текущего года».

По его словам, Саудовская Аравия — это «страна, с которой Израиль хочет достичь нормализации отношений. У нас нет конфликта с Саудовской Аравией, и я думаю, что у нас есть возможность достичь соглашения».

Кроме того, Хаят отметил, что администрация США в настоящее время настаивает на сближении двух стран.

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи