| Дан Бен-Давид
Дан Бен-Давид

План остановки демографического цунами в Израиле

План остановки демографического цунами в Израиле

Учитывая, что уровень рождаемости у их электората в два-три раза выше, чем у остальных групп населения Израиля, экстремистские партии, возможно, находятся на пути к окончательному контролю, независимо от того, что произойдет с нынешней попыткой судебного переворота. Но у либеральной демократии есть способ защитить себя.

Чтобы избежать возможности попасть в тюрьму, обвиняемому по уголовному делу главе «Ликуда не оставалось никакой политической альтернативы, кроме как согласиться на коалицию с пятью партиями, представляющими экстремистское направление иудаизма, которое дискриминирует женщин, меньшинства и многих других — тип иудаизма, противоречащий основным ценностям, изложенным в Декларации независимости еврейского государства. Следовательно, недавние выборы дали Израилю пять тревожных предупреждений о приближающемся демографическом цунами, которое усиливается. Мы получили предварительное представление о том, куда они планируют привести страну, когда однажды они составят большинство населения, которому больше не понадобится Нетаньяху для формирования правительства.

В то время как у светских и традиционных евреев, друзов и арабов-христиан в среднем менее двух с половиной детей на семью, а уровень рождаемости мусульман быстро снижается, приближаясь к трем детям на семью, у религиозных евреев в среднем более четырех детей, а у харедим (ультраортодоксальных евреев) в среднем 6,6 ребенка на семью. семья. Доля харедим в населении удваивается каждые 25 лет, то есть раз в поколение. Другими словами, харедим составляют всего шесть процентов в когорте 50-летних, но 24% среди новорожденных. В результате этих экспоненциально растущих темпов роста ожидается, что всего через 25 лет половина израильских младенцев будет принадлежать к семьям харедим.

Пять партий, входящих в коалицию с «Ликудом», являются воплощением нетерпимости по отношению к другим. Харедим полностью контролируют содержание обучения в своих школах, обеспечивая образование, которое больше похоже на идеологическую обработку.

Вполне возможно, что борьба за сохранение либеральной демократии в Израиле уже проиграна, хотя я считаю, что все еще есть шанс (хотя надежда на успех быстро снижается с каждым годом) обуздать демографическую волну. Ключ к этому лежит в двух сферах политики, которые ни один израильский лидер (до сих пор) не был готов поставить в центр внимания. Хотя причины такой сдержанности могут быть понятны, цунами приближается к нам с нарастающей скоростью. Политика, которую можно было бы постепенно внедрять в 90-е годы, сегодня уже невозможна. В любом случае, важно отметить, что два предлагаемых пересмотра политики не направлены против какой-либо конкретной группы. Они направлены на улучшение общего уровня жизни в Израиле и сокращение неравенства внутри страны, а также на преодоление надвигающейся демографической волны.

Перестройка израильской системы образования, которая отличается весьма низким уровнем: уровень владения израильскими школьниками базовыми предметами (математикой, естественными науками и чтением) ниже, чем в любой развитой стране. Этот результат, полученный на последнем экзамене PISA, не является заслугой учащихся из сектора харедим, поскольку большинство из них не изучает материал и не участвует в тестах (что еще больше понизило бы национальный балл). Средний уровень знаний, демонстрируемый учащимися в рамках государственно-религиозного образовательного потока, ниже 80% от уровня развитых стран, в то время как израильские арабы набрали баллы ниже многих стран третьего мира (и ниже девяти из десяти мусульманских стран, участвовавших в тестировании).

Полная перестройка системы образования Израиля должна основываться на трех ключевых компонентах: а) значительном обновлении основной учебной программы; б) серьезных изменениях в способах отбора, подготовки и выплаты заработной платы учителям; и в) всеобъемлющей реформе функционирования Министерства образования и школы. Не останавливаясь здесь подробнее на последних двух компонентах, отмечу, что обновленная базовая учебная программа должна обеспечить всех израильских детей базовыми инструментами для работы в глобальной экономике и базовым пониманием основных принципов, лежащих в основе либеральных демократий. В то время как дополнительные области обучения, такие как искусство, спорт, наука, религия и т.д., могут отражать предпочтения местных общин и образ жизни, основная учебная программа должна быть единой и обязательной для всех израильских детей. Ни один шекель не должен быть выделен из госбюджета школе, которая не полностью соответствует этим условиям.

Пересмотр системы социальных пособий. Несмотря на кажущееся обратное, бюджет правительства непрозрачен. На первый взгляд, существуют тысячи детализированных бюджетных статей. Однако на практике невозможно сгруппировать различные статьи бюджета по темам. Например, сколько денег тратит Израиль на удовлетворение потребностей секторальных интересов, таких как харедим и поселенцы, и на что тратятся эти деньги? В конце концов, официальные социальные пособия — это лишь малая часть выплачиваемых средств. Часть денег выплачивается напрямую, а часть предоставляется косвенно, в виде субсидий и скидок по налогам на имущество, образование и т.д. — большая часть этого совершенно не связана с доходом семьи. Например, как возможно, что доля имеющих собственное жилье среди харедим, одной из беднейших групп населения Израиля, настолько выше, чем у других групп, которые также являются бедными, и даже выше, чем у населения с гораздо более высокими доходами? Откуда у них деньги?

Значительное повышение уровня образования повысит уровень жизни не только тех, кто его получает, но и национальный уровень жизни в целом. Попутно можно было бы снизить общее налоговое бремя, в то время как большее число людей принимало бы участие в несении этого бремени. Одним из важных побочных эффектов является то, что у более образованных людей, как правило, меньше детей. Эта тенденция будет еще более усилена значительным сокращением пособий для трудоспособных взрослых, что обяжет родителей взять на себя ответственность за свою жизнь и отчитаться за количество детей, которых они могут содержать. Это, в свою очередь, также будет мотивировать их к получению инструментов, необходимых для работы в условиях конкурентоспособной экономики и сохранения либеральной демократии. Следовательно, демографическая волна будет сдержана – или, по крайней мере, ее компоненты больше не будут представлять опасности для будущего Израиля.

Вышеприведенные идеи могут показаться слишком амбициозными для реализации — но какие еще альтернативы у нас есть, чтобы избежать приливной волны, которая затопит здесь все через несколько десятилетий? Есть надежда, что после предстоящих выборов огромная энергия общественных протестов может быть направлена на создание широкого правительства с демократической стороны прохода, в которое войдут правые и левые, религиозные и светские, евреи и арабы — все те, кто понимает серьезность момента и необходимость преодолеть свои сиюминутные разногласия, чтобы вернуть Израиль на устойчивый долгосрочный путь.

Обеим сторонам — нынешнему правительству и его противникам — есть чему поучиться у японцев и американцев времен Второй мировой войны. Опьяненные властью после завоевания Китая и значительной части Юго-Восточной Азии, японцы воспринимали американцев в 1941 году как чрезмерно терпимое и мягкое общество. Они думали, что если они начнут разрушительную атаку беспрецедентного масштаба, то «декадентствующие» американцы не покинут свои зоны комфорта, чтобы преследовать японцев по джунглям, остров за островом, чтобы бороться за свой образ жизни. Чего тираны не понимают, так это того, что свободный народ не спешит отдавать ключи от своей свободы. Это то, чему Нетаньяху и компания учатся сегодня.

Но здесь есть урок и для другой стороны. Американцы в то время понимали кое-что еще: либеральная демократия не должна идти на компромисс с теми, кто нетерпим к другим. В таких ситуациях не бывает такого, когда каждая сторона отдает немного для достижения прочного урегулирования, поскольку нетерпимая сторона не уважает ничьи права, по определению, и рассматривает такие соглашения как временные ступеньки на пути к достижению своих конечных целей. Только полная победа либеральной стороны может быть жизнеспособной в долгосрочной перспективе. Благодаря нежеланию американцев идти на компромисс в отношении условий прекращения войны, продиктованные ими условия позволили японцам обрести свободу и стать одной из самых процветающих и стремящихся к миру стран в мире. В израильском контексте мы должны понимать, что не может быть никакого компромисса с теми, кто использует демократию для того, чтобы разрушить ее.

Когда-то в Израиле существовал религиозно-светский «статус-кво». Те, кто сегодня находится у власти, разгромили все, что от него оставалось. Они показали, что, хотя возможно быть религиозным в либеральной стране, невозможно быть либералом в религиозной стране — и именно это сегодня стоит на кону в Израиле. Следовательно, новые правила должны быть написаны теми, кто понимает базовые основы либеральной демократии и верит в них, а также в необходимость поддержания современной глобальной экономики. Тем, кто пытается сегодня опрокинуть систему, придется научиться жить с новым статус-кво и приспосабливаться к нему.

Видение будущего нынешнего правительства должно стать общедоступным уже сегодня. В противном случае мы можем выиграть сегодняшнюю битву только для того, чтобы затем обнаружить, что люди, которые нам нужны для победы в войне, тем временем покинули страну. Общее число занятых в сфере высоких технологий (которые поддерживают экономику Израиля в развитом мире), плюс все врачи (которые обеспечивают здравоохранение в развитых странах), плюс все старшие преподаватели исследовательских университетов (которые обучают лидеров в области высоких технологий и врачей) насчитывает чуть более 400 тыс. Человек. В стране с населением почти в 10 миллионов человек несколько десятков тысяч представителей ряда важнейших профессий являются острием копья, которое удерживает Израиль в развитом мире. Если эти люди потеряют надежду, если они поверят, что даже если мы выиграем нынешнюю битву, мы не сможем пережить приближающущееся цунами, тогда многие из них не останутся в Израиле. Страна не рухнет немедленно, но эта крупная утрата ускорит процесс дальнейших потерь – и наступление того, что затем станет неизбежным демографическим цунами.

Израиль никогда не сталкивался с протестами такого масштаба, как сегодня. Сейчас, когда так много людей выходят на улицы, чтобы спасти свое отечество, у нас есть возможность, которая выпадает раз в поколение. Прекращение судебного переворота — это только первый шаг. Нам нужны лидеры, которые покажут, что они понимают долгосрочные проблемы Израиля и что они готовы реализовать видение (каким бы трудным оно ни было) для их решения.

Чтобы последующим правительствам было труднее отменить системные изменения в образовании и льготах, концепция должна включать изменение нашей системы управления (на такую, при которой члены правительства действительно понимают, чем занимаются их министерства, чтобы исполнительная ветвь власти была способна выполнять свои решения и обеспечивать соблюдение законов, а также к внедрение эффективных сдержек и противовесов между тремя ветвями власти) и принять конституцию, которая заложит национальные основы, которые будут защищать страну, по крайней мере, в течение следующих двух-трех десятилетий — до тех пор, пока реформы в области образования и льгот не начнут уменьшать демографическую волну.

Чем скорее такое видение может быть обнародовано, тем больше шансов посеять надежду на то, что в конце туннеля есть свет — тот, который удержит людей в Израиле и повысит их мотивацию бороться за единственный дом еврейского народа до тех пор, пока они не превратят его в безопасное убежище.

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи