«А где, собственно, проходят границы, очерчивающие Израиль как землю обетованную?» Этот вопрос не раз приходилось слышать педагогам еврейских школ и раввинам. Границы Израиля указаны в Торе в нескольких местах, наши мудрецы обсуждали юридические аспекты этого вопроса, а первые сионисты печатали карты с четким указанием границ. Однако я пришел к выводу, что у меня нет четкого ответа на этот вопрос.
В своих выступлениях, колонках и интервью бывший посол США в Израиле Дэвид Фридман неоднократно рассуждал о границах Израиля: «Зрелая нация сама решает, что лучше для ее граждан. Кто-то скажет, что граница проходит по реке Иордан, кто-то — по линия перемирия 1949 г., кто-то — по поселенческим блокам, что бы это ни значило, плюс полоса вдоль реки для национальной обороны».
По сути, Фридман отметил, что спустя 75 лет Израиль все еще не имеет определенных границ.
В Библии границы Земли Израиля обсуждаются трижды. В книге Берешит Бог обещает Аврааму обширную территорию, которая простирается, вероятно, от Средиземного моря до западных районов нынешнего Ирака. Эти границы часто называют «большим Израилем». В книге Бемидбар описываются более узкие границы, напоминающие очертания нынешней территории Израиля. В книге Дварим дается обещание, что ограниченные границы в конечном итоге будут расширены.
Эти границы важны не только по религиозным соображениям. Именно на них ориентировались евреи при создании древних еврейских государств и современного Израиля.
В Мишне, Талмуде и трудах средневековых ученых границы Израиля подробно обсуждаются. Задаются вопросы, начиная от роли коэнов и заканчивая тем, можно ли покидать землю, нужно ли приносить десятину с плодов и чем отличаются границы, установленные теми, кто покинул Египет, от границ, установленных вернувшимися из вавилонского изгнания.
По общему мнению раввинистических ученых, до мессианской эпохи границы Израиля будут сужены. Только в мессианские времена, когда еврейский народ получит в свое распоряжение более обширные земли, границы Израиля будут расширены до тех, что описаны в книге Берешит.
После уничтожения первых двух еврейских государств границы территории, получившей название Палестина, не были четко демаркированы. Лишь когда победители Первой мировой войны собрались, чтобы наметить новый мировой порядок, возникла необходимость в определении границ Палестины. Поначалу британская подмандатная Палестина включала территории современных Израиля и Иордании. Лишь в 1923 году, после создания Трансиордании, Палестина была ограничена территорией между Средиземным морем и рекой Иордан.
Первые сионистские лидеры не придавали первостепенного значения демаркации границ Израиля. Еще до основания государства сионисты-ревизионисты, такие как Зеев Жаботинский и Менахем Бегин, опубликовали карты, включавшие территорию современной Иордании и называвшие ее «Великим Израилем». Когда в 1947 г. сионистским лидерам был представлен план раздела территории, разработанный ООН, они были разочарованы тем, что еврейскому народу отводилась небольшая часть земли, но не теряли надежды на создание Большого Израиля.
В 1937 г. Давид Бен-Гурион заявил: «Принятие раздела не обязывает нас отказываться от Трансиордании: никто не требует от человека отказаться от своего видения. Мы примем государство в установленных сегодня границах, но границы сионистских устремлений — это забота еврейского народа, и никакие внешние факторы не смогут их ограничить».
В своем обращении к израильскому кабинету после создания государства он заявил: «Почему мы должны обязывать себя принимать границы, которые в любом случае не примут арабы?».
В письме сыну Бен-Гурион писал: «Мое предположение (и именно поэтому я являюсь горячим сторонником создания государства, даже если сейчас это связано с разделом) состоит в том, что еврейское государство, провозглашенное только на части территории, — это не конец, а начало».
В ходе Войны за независимость 1948 года Израиль захватил примерно на 20% больше земли, чем было отведено евреям планом раздела. Когда в 1967 г. арабские соседи Израиля вновь напали на него, Израиль выиграл войну и увеличил свою территорию в четыре раза, получив контроль над Синаем, сектором Газа, Иудеей и Самарией, а также Голанскими высотами. В начале 1980-х годов Израиль отказался от Синайского полуострова, в 1990-х — от контроля над некоторыми городами Иудеи и Самарии, а в 2005 году полностью ушел из сектора Газа.
На сегодняшний день в Израиле нет значимых политических партий или движений, которые стремились бы к расширению границ страны в обозримой перспективе. Враги еврейского государства часто утверждают, что «сионисты стремятся к созданию "Большого Израиля", простирающегося вглубь арабского Ближнего Востока». К сожалению, многие люди во всем мире верят в эту лживую версию.
Как сказал посол Фридман, границы Израиля, особенно на его восточном фланге, еще не установлены. Хотя границы — это, в конечном счете, политическое решение, оставленное на усмотрение руководства страны, возможно, лучше пока оставить границы Израиля неопределенными и сохранить статус-кво. Только время покажет.
JNS, перевод Якова Скворцова