Читая об израильско-азербайджанских отношениях, можно встретить выражение «нефть в обмен на оружие». Но разве можно столь упрощенно характеризовать дипломатическое партнерство, длящееся уже 30 лет?
Конечно, формула не совсем неверна. Но то, что не часто можно прочитать в СМИ, — это другая, более глубокая половина израильско-азербайджанских отношений, построенная не на устаревшем «меморандуме о взаимопонимании», а на многовековом культурном обмене и признании.
Между азербайджанцами и евреями существует древняя дружба, восходящая к вавилонскому изгнанию 3000-летней давности. Евреи всегда жили в мире в Азербайджане, преимущественно мусульманской стране. Даже после распада Советского Союза, который вынудил многих азербайджанских евреев мигрировать в Израиль, община по-прежнему ценит свои связи с «доисторической» родиной. Тысячи азербайджанских евреев защищали и поддерживали своих компатриотов во время Второй карабахской войны с Арменией в 2020 году, выйдя в Иерусалиме и Тель-Авиве с азербайджанскими флагами, маленькими полумесяцами и звездами.
В отличие от Варшавы, символа уничтожения евреев в Европе, или Багдада, очищенного от древнего еврейства, Баку — космополитичный город, где живут тысячи евреев и действуют две финансируемые государством синагоги. Буквально в этом месяце правительство Азербайджана объявило о создании финансируемого государством Еврейского культурного центра.
Растет число израильских туристов, пораженных тем, насколько гостеприимны местные мусульмане.
Это чувство взаимно. Азербайджанцы рассматривают евреев и, соответственно, израильтян как друзей, которых объединяет общая борьба с радикальными силами в регионе. Азербайджанцы уважают стремление евреев к самоопределению, как с точки зрения сионизма, поскольку Баку даже в советский период долгое время был оплотом сионистского движения, так и азербайджанского национализма, в авангарде которого евреи находились с 1918 года. Правительство и народ Азербайджана воспринимают народ Израиля как братьев.
Страны установили дипломатические отношения в 1992 году: Израиль впервые открыл посольство в Баку. Азербайджан откладывал открытие посольства в Тель-Авиве до марта этого года, ссылаясь на опасения эскалации ситуации со стороны Ирана.
Отношения между двумя государствами уже давно описываются как «сдержанное, но стратегическое партнерство» — достаточно важное, чтобы совершить прорыв в энергетике и безопасности, но достаточно осторожное, чтобы предотвратить прямую конфронтацию с Исламской Республикой.
В 1990-х годах Израиль выбрал новую периферийную внешнеполитическую стратегию, сотрудничая с новыми независимыми государствами бывшего СССР с мусульманским большинством. Азербайджан — молодая, политически нестабильная республика, находившаяся в разгаре Первой карабахской войны (1989–1994), нуждалась в поддержке Израиля. Израиль защищал Азербайджан через произраильские еврейские организации, такие как Американский еврейский комитет (AJC), против Конгресса США, который находился под сильным влиянием лоббистских групп армянской диаспоры. В 1992 году Конгресс принял Закон о поддержке свободы (раздел 907), запрещающий любую военную помощь Азербайджану. По просьбе президента Азербайджана Гейдара Алиева израильское правительство задействовало своих сторонников в Вашингтоне, что побудило президента Джорджа Буша отклонить законопроект в 2001 году.
Израильские компании стремились получить доступ к молодому рынку Азербайджана. Фирма Bezeq купила большую долю азербайджанской телефонной системы, что позволило израильскому GTIB Communication и Министерству связи Азербайджана создать компанию Bakcell, первый оператор сотовой связи в стране.
Израиль начал модернизацию Вооруженных Сил Азербайджана, предоставляя авиацию, артиллерию и противотанковое вооружение, поскольку Баку был воздушным коридором для американских военных во время участия США в Афганистане и Ираке – не говоря уже об идеальном месте для надзора за Тегераном. Израильская разведка помогла предотвратить несколько атак, иранских агентов в Азербайджане: нападение «Хезболлы» на посольство Израиля и радиолокационную станцию противоракетной обороны в 2008 году.
Открытие трубопровода БТД в 2006 году дало Израилю выгодную альтернативу для поставок нефти. Азербайджан стал вторым по величине деловым партнером Израиля. К 2009 году товарооборот достиг 180 миллионов долларов, и несколько израильских фирм начали инвестировать в сельскохозяйственную экономику Азербайджана.
В 2010-х годах режим «нефть в обмен на оружие» стал более зрелым. Азербайджан стал одним из крупнейших поставщиков газа в Израиль. Экспорт энергоносителей Баку вырос с 800 миллионов долларов в 2011 году до почти 1,8 миллиардов долларов в 2014 году, а Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (SOCAR) начала бурение на нефтяных месторождениях Израиля.
Тем временем Азербайджану пришлось столкнуться с ростом исламского фундаментализма, поддерживаемого Ираном, и все более враждебной Арменией. Затем последовало усиление военной поддержки. С 2010 по 2011 год военные расходы Азербайджана резко выросли с 1,59 миллиарда долларов до 3,1 миллиарда долларов, отчасти благодаря поставкам Израилем оружия и поддержке отечественного производства оружия, такого как большой пакет БПЛА в 2011 году. Армения же сближалась с Ираном: к 2014 году их торговые отношения достигли 300 миллионов долларов.
Ситуация начала меняться в 2020 году. Азербайджан вышел победителем в 44-дневной Второй карабахской войне, отчасти благодаря израильскому и турецкому оружию, что сделало его крупнейшей державой на Южном Кавказе; а Израиль заключил мирное соглашение с периферийными арабскими государствами посредством исторических Авраамовых соглашений. Азербайджан доказал свою военную мощь против Армении, поддерживаемой Ираном, а Израиль сорвал долгосрочный план Ирана по окружению еврейского государства враждебными мусульманскими соседями. А полный поворот Армении в сторону Ирана, такой как уютные встречи премьер-министра Никола Пашиняна или соглашение Ирана и Армении удвоить торговлю газом в 2022 году, дал сигнал, что Армения стала безнадежным делом для Израиля.
Раньше иранская угроза была тем, что вынуждало Азербайджан скрывать отношения с Тель-Авивом, но теперь это оправдание для открытых, полноценных дипломатических отношений.
Во время открытия посольства Азербайджана в марте министр иностранных дел Израиля Эли Коэн заявил, что его правительство «формирует с Азербайджаном единый фронт против Ирана».
Баку и Тель-Авив очень быстрыми темпами выводят отношения на новый уровень. В первые два месяца 2023 года торговля выросла на 26,36% по сравнению с годом ранее. Израильские компании внедряют новейшие технологии в сельских регионах, предоставляют экспертные знания в кибербезопасности, инвестируют более 3 миллиардов долларов в восстановление Карабаха. Правительство Азербайджана возглавит разработку прибыльного израильского морского месторождения «Левиафан».
В 2016–2021 годах Азербайджан получил 69% импорта оружия из Израиля, о чем свидетельствуют почти 100 рейсов с израильским оружием, приземлившихся в Баку.
Целью является Иран. Хотя Азербайджан отрицает, что будет «дозаправочной базой» для потенциальных атак Израиля на иранские ядерные объекты. В апреле 2023 года Израиль и Азербайджан решили включить «этнический» компонент в свои разведывательные операции: израильская разведка использовала азербайджанское меньшинство Ирана для сбора информации.
Надеемся, что «следующий уровень» будет включать и Турцию.
Баку – в центре нормализации отношений Израиля с Турцией. Во время Второй карабахской войны Турция тоже поставляла азербайджанским силам беспилотники и другое оружие.
В регионе с укоренившимся антиизраильским менталитетом Азербайджан всегда считался «паршивой овцой». Израиль и мусульманский мир постепенно исправляют ситуацию, но на самом деле именно Азербайджану пришлось «возглавить стадо».
Поэтому в следующий раз, когда прочитаете о «нефти в обмен на оружие», вспомните лежащую в основе этих отношений уникальную древнюю еврейско-мусульманскую дружбу.
Times of Israel, сокращенный перевод Марии Якубович