Израильский министр финансов Бецалель Смотрич постоянно повторяет, что дела в экономике страны идут хорошо, что она прочна и устойчива, но официальные данные опровергают его слова.
С начала года экономическая активность стагнирует, курс шекеля упал, фондовый рынок вял, дефицит увеличился, не говоря уже об инфляционном давлении.
Безусловно, израильская экономика обладает рядом серьезных преимуществ, которые позволили ей быстро развиваться на протяжении 75 лет своего существования: высокопрофессиональная рабочая сила, инновационные технологии, приток иностранного капитала, внешние рынки и т.д.
Однако, если посмотреть на эти цифры со стороны, становится ясно, что ситуация ухудшается: показатели деловой активности постепенно снижаются, а перспективы — все мрачнее.
Заглохшие двигатели
В разгар летней жары Израильский институт статистики опубликовал тревожные данные об экономической активности во втором квартале этого года.
Они свидетельствуют о том, что источники роста угасают один за другим: домохозяйства потребляют все меньше и меньше, инвесторы предпочитают размещать свои капиталы за рубежом, а торговые точки сокращаются.
Наиболее ярким явлением второй половины этого года стало падение потребления домохозяйств на 0,6%: высокая стоимость жизни подрывает покупательную способность, что объясняет, почему израильтяне тратят больше, но потребляют меньше.
Тот же признак потери импульса можно увидеть и в инвестициях, которые во втором квартале упали на 1,1%. Еще большее беспокойство вызывает падение инвестиций в технологический сектор: -19,4% между первым и вторым кварталами года.
Еще одним фактором, снижающим активность, является экспорт товаров и услуг. Во втором квартале он сократился на 4,2% после падения на 0,4% в первом квартале. Некоторые отрасли, такие как промышленность (снижение на 8,5%) и сфера услуг (снижение на 4,0%), особенно сильно пострадали от падения внешних рынков.
Экономический ущерб
Что бы ни думал министр финансов, признаки охлаждения израильской экономики нарастают, и ущерб начинает ощущаться.
В течение всего 2023 года темпы роста ВВП будут ниже 3%, что при росте населения на 2,3% в год делает экономический рост практически нулевым.
Непосредственное влияние экономического спада очевидно: государство взимает меньше налогов. За первые семь месяцев этого года налоговые поступления снизились на 7%, что связано в основном со спадом в высокотехнологичном секторе, на который приходится 25% налоговых поступлений страны.
Напротив, государственные расходы во втором квартале выросли еще на 3,6%, что приведет к увеличению дефицита бюджета в 2023 году.
Затягивание пояса
Первыми жертвами замедления темпов роста экономики стали потребители, которые платят за это в виде сокращения государственных услуг и повышения цен, устанавливаемых государством (например, на проезд в общественном транспорте).
Резкая девальвация шекеля, связанная с потерей доверия инвесторов к израильской валюте, приводит к росту цен на импортные товары, многие из которых входят в потребительскую корзину.
Поэтому израильтян призывают затянуть пояса, чтобы не снижать уровень жизни слишком резко и не увеличивать долг.
Нет, господин Смотрич, дела в израильской экономике идут не очень хорошо, а если судебная реформа продолжится, когда парламент возобновит работу 15 октября, то будет еще хуже.
Times of Israel français, перевод Якова Скворцова