| Авраам Кригер
Авраам Кригер

Антисемитизм — древняя ненависть с меняющимся выражением

Антисемитизм — древняя ненависть с меняющимся выражением
Антисемитская американская карикатура начала 20 в., направленная против еврейских иммигрантов из Восточной Европы

В последние годы наметилась тревожная тенденция: волна нападений на отдельных людей или их группы, объединенные общим признаком: они евреи. Является ли это простым совпадением или мы наблюдаем новый виток древнего антисемитизма, преследующего еврейский народ на протяжении многих веков?

Начнем с утверждения о том, что антиеврейские преследования насчитывают тысячи лет. Интересно, что сам термин «антисемитизм» появился сравнительно недавно — в начале XIX века благодаря работам английского историка Томаса Карлейля. И хотя терминология относительно нова, реальность антисемитизма сохраняется в неизменном виде на протяжении сотен и даже тысяч лет.

Ненависть к евреям (юдофобия) имеет религиозные корни, насчитывающие более двух тысячелетий. Эти настроения нашли свое раннее выражение в Танахе, в частности, в Книге Эстер, и именно в стихе, описывающем еврейский народ как особый по своим религиозным убеждениям.

Однако враждебность к евреям на религиозной почве принимала различные формы. Она развивалась в языческих культурах, трансформировалась в ложные теории в христианских богословских кругах и нашла место в исламском дискурсе в связи со сменой исторического контекста.

Появление современного антисемитизма ознаменовало собой сдвиг в сторону секуляризации во всем мире. Традиционные обвинения, такие как деицид (убийство Иисуса), искажение морали и отвержение Богом еврейского народа, уступили место социально-экономическим основаниям. Этот переход свидетельствует о том, что антисемитизм возник не в XIX веке, а претерпел трансформацию от религиозных к социально-экономическим причинам.

Эта новая волна ненависти была вызвана различными причинами и обстоятельствами, которые быстро менялись от места к месту. Мотивации варьировались от экономического угнетения до подозрений в отношении еврейских мыслителей, а также психологических предубеждений, которые подпитывали страх и ксенофобию.

Примечательно, что эта ненависть вылилась в развитие расовой теории, что в конечном итоге привело к появлению нацизма как государственной политики. После Холокоста возник современный и прогрессивный антисемитизм с изменением терминологии — от еврея к еврейскому народу, государству Израиль и, в конечном счете, к удобному с политической точки зрения ярлыку «израильтяне». Этот термин адаптировался как к исламскому арабскому национализму, так и к прогрессивным идеологиям.

Антисемитизм, похоже, распространяется и приобретает конкретную форму в зависимости от обстоятельств. Недавние нападки на таких деятелей, как российско-израильский бизнесмен Роман Абрамович, служат тому примером, отражая «мягкое подбрюшье» антисемитских настроений в Европе, которые переросли в ненависть к России в связи с СВО на Украине.

Любой человек из России, даже если он был вынужден бежать оттуда — особенно если он является частью еврейского коллектива, — является легкой мишенью для антисемитской ненависти. Аргументы против этого человека не имеют никакого значения, поскольку всегда найдется причина для ненависти: либо это богатый человек, который использует других в своих интересах, либо бедный паразит.

Ненависть к Израилю в Европе формируется под влиянием происламских фундаменталистских сил, в то время как в США она процветает в «прогрессивных просвещенных» сообществах. Они атакуют еврейскую и израильскую мораль, используя современные термины, не соответствующие действительности, и при этом используя «придворных евреев». Эта козырная карта появилась в прошлом, поскольку ее сила проистекает из «факта», что евреи критикуют собственное общество.

Важно признать, что источники ненависти остаются неизменными, независимо от того, вступают «придворные евреи» в эти ряды добровольно или их кооптируют антиизраильские силы в коррупционном ключе, чтобы использовать их и их мессиджи в качестве оружия. Однако мы не должны излишне тревожиться по поводу новых проявлений ненависти, поскольку в конечном итоге они относятся к той же извечной категории антисемитизма.

Наконец, мы не должны использовать антисемитизм как средство освобождения отдельных людей, общин или еврейского народа от самоанализа и ответственности за сохранение еврейских и общечеловеческих ценностей. Наличие антисемитизма не должно служить оправданием для игнорирования недостатков в еврейской общине, обществе или государстве.

Сохраняя бдительность в отношении антисемитизма во всех его формах, мы не должны слишком серьезно относиться к ультрасовременным антисемитским нападениям на отдельных людей и общины, проистекающим из нелогичной и иррациональной ненависти.

Jerusalem Post, перевод Ларисы Узвалк

 

Похожие статьи