И опять все тот же вопрос: а при чем тут велосипедисты? Сейчас объясню.В одной из израильских сетевых групп, где обсуждают свои проблемы недавние русскоязычные репатрианты, прозвучала просьба: «Скоро Йом Кипур, помогите недорого купить или взять напрокат велосипед, а то приехали в Израиль год назад неподготовленные, и дети с завистью смотрели на ровесников, гонявших по опустевшей проезжей части…»
Велосипед в Израиле, как и молитва Кол Нидрей, уже стал символом самого святого дня еврейского года. В этот день на улицах городов нет никакого транспорта — ни общественного, ни индивидуального. Нет, официального запрета ездить на автомобиле в этот тоже нет, но все автовладельцы, в том числе и нерелигиозные, из уважения к еврейской традиции машины свои в этот день не заводят. Итак, в этот день, когда на небесах решается наша участь, улицы Израиля заполняют велосипедисты и самокатчики, в основном дети, которым во все другие дни ни в коем случае не позволяется выезжать на проезжую часть.
Я впервые был на Йом Кипур в Израиле и впервые видел, как привычный жизненный ритм целого города вдруг останавливается, как бы по мановению свыше. Люди разного уровня религиозности по-своему реагируют на необходимость предстоять перед небесами. Такого не увидишь ни в одной другой стране: как бы там толерантно ни относились к евреям, идущим в свою синагогу — не останавливать же жизнь ради религиозного меньшинства. Из советского детства я помню только один такой день — 12 апреля 1961 года, когда всё остановилось, люди выбежали на улицу и говорили только об одном — человек в космосе, мы дотянулись до небес! В Израиле в Йом Кипур мы выходим в космос каждый год.
Кстати говоря, езда на велосипеде внутри своего города не запрещена Галахой в праздник и даже в шабат. В шабат раввины запрещают садится на велосипед потому, что, если вдали от дома он сломается, его нельзя нести на плече, но в израильских городах есть эрувы, значит, в случае чего велосипед можно нести домой, как и мешочек с талитом и сидуром в синагогу. Есть, правда, проблема: огоньки, загорающиеся от электроэнергии, вырабатываемой кручением педалей. Но необходимость фонариков можно оправдать с точки зрения «пикуах нефеш» («спасения жизни»). Говорят, в Йом Кипур травматологии израильских больниц переполнены упавшими с колес велосипедистами, но зато жертв автомобильных происшествий практически не бывает. Машины скорой помощи в Йом Кипур работают, но на дежурство в этот день выходят обычно мусульмане.
На тот вопрос в сети реакция была различная: кто-то укорял — о душе, мол, надо думать, а не о велосипеде, кто-то поощрял — катайтесь, не обращайте внимания на религиозные заморочки. Но, может быть, городские магистрали, свободные в этот день от «всех обетов» дорожного движения, помогают понять обычай очищения души, как помогает осмыслить исход из рабства сухой хлеб, свободный от всего квасного и сдобного. И, может быть, ученые раввины составят галаху для новой традиции в земле Израиля?