Более 40 лет назад, когда центр Йоханнесбурга был оживленным районом, заполненным магазинами, офисами, отелями и прочими атрибутами мегаполиса, там жило и работало немало евреев. Я помню, как в центральном деловом районе, одном из самых заметных мест в городе, Хабад установил центральную городскую сукку. Мы получили разрешение поставить сукку у подножия Карлтон-центра, самого высокого в то время здания в Африке, огромного комплекса с торговым центром, офисными башнями и пятизвездочным отелем.
Многие сотни, а может быть, и тысячи евреев пользовались суккой во время холь а-моэд, промежуточных дней Суккота. Более соблюдающие евреи приходили в сукку и обедали в ней, как предписывает заповедь. Покупателей и прохожих приглашали внутрь, чтобы произнести благословение над лулавом и этрогом, перекусить и произнести браху над суккой. Помню, я был очень удивлен, когда один израильтянин признался мне, что оказался в сукке впервые в жизни.
Мы пригласили профессионального фотографа, чтобы он снял сукку в тени небоскреба. Ему пришлось использовать самый широкоугольный объектив. И хотя сукка действительно была заслонена небоскребом, она все же стала важным и красноречивым заявлением.
В Талмуде есть два мнения по поводу того, что мы отмечаем, когда строим сукку. Согласно одному из них, она напоминает о шалашах, которые строили наши предки, чтобы укрыться от палящего солнца пустыни после исхода из Египта. Другой гласит, что сукка напоминает не о физическом, а о духовном убежище, которое давали Облака Славы, защитный покров Бога, укрывавший наших предков от суровых стихий и других угроз.
Раши в своем комментарии к Библии, по-видимому, отдает предпочтение концепции духовного, а не физического укрытия. Это подтверждает галаха о законах сукки, согласно которой, если шах (лиственный покров) настолько плотен, что дождь не может проникнуть внутрь, то сукка недействительна (посуль).
Таким образом, можно предположить, что цель сукки — напомнить нам о том, где заключается наша истинная безопасность. Она находится под защитой Бога, которую символизируют Облака Славы, а не наши собственные рукотворные убежища.
Это самый важный моральный урок, который мы должны извлечь из сукки. «Жизнь — это всего лишь сукка, временное жилище: сегодня есть, завтра нет — мимолетный сон2, как мы говорили в Рош а-Шана и в Йом Кипур.
Где же нам искать силу, надежду, спасение и высшую безопасность? Не в могучих рукотворных небоскребах. В страшный день 11 сентября мы наблюдали яркое и ужасное зрелище: самые могучие башни на земле рухнули, как колода карт. То, на строительство чего у самого развитого общества на нашей планете ушли годы, несколько безумцев разрушили менее чем за два часа.
Внезапно жизнь стала не чем иным, как безумием. Внезапно перед обычным полетом на самолете стали требовать снимать обувь и проверять на наличие оружия. Даже маленькие ножницы или пузырек с жидкостью вызывали подозрение. Внезапно нигде не стало безопасно.
Да, в конце концов, «жизнь — это всего лишь сукка». Когда мы осознаем свою уязвимость и зависимость от Бога в том, что касается нашей жизни, средств к существованию, безопасности и защиты, мы начинаем понимать, что находимся под Его защитой. Тогда мы начинаем ценить, что, где бы мы ни находились, мы можем чувствовать себя в безопасности в Его объятиях.
Как сказано в Теилим 91: «Живущий под покровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоящийся! Скажу я Б-гу: «Ты — защита моя и оплот мой, Всесильный мой, на Которого я полагаюсь».
В конце концов, небоскребы падают, но устойчивость маленькой сукки не что иное, как вечность.
Каждый год в моей домашней сукке мы поем классическую песню на идише «Ах суккеле, ах клейне» («Маленькая сукка»). В ней рассказывается о ветхой, едва стоящей на ногах сукке, которой угрожает штормовой ветер. Жена и дочь хозяина дома боятся, что в любой момент их сукка, не дай Бог, рухнет. Но муж и отец успокаивают их, напоминая, что их маленькая сукка стоит уже более 2000 лет. Таким образом, сукка становится символом положения евреев — хрупкого и уязвимого, но несокрушимого. Каким-то образом, по милости Божьей, мы выживаем, несмотря ни на что.
Никакие ветры не могут разрушить еврейскую сукку. Наша передвижная скиния дала нам убежище от ветров перемен, пронесшихся по многим континентам за века еврейских скитаний. Когда мы помним, что именно Бог, Хранитель Израиля, является нашим главным убежищем и источником безопасности, мы обретаем силу и спокойствие независимо от того, что воет снаружи.
Пусть каждый из нас войдет в сукку в прямом и переносном смысле и найдет убежище и безопасность в теплых объятиях маленького, но неприступного убежища.
Хаг Самеах! До встречи в сукке.
Jewish News Synducate, перевод Ларисы Узвалк