На этот раз Израиль должен свергнуть ХАМАС

На этот раз Израиль должен свергнуть ХАМАС
Ракетный обстрел территории Израиля из Газы 9-го октября 2023 г. Фото: MOHAMMED SALEM/REUTERS

Каждый, кто наблюдал за тенденциями последнего года, мог заметить, что израильское сдерживание ослабевает по всем фронтам, как по отношению к ХАМАСу и палестинскому террору, так и к «Хезболле» и Ирану.

ХАМАС атаковал и раньше, но на этот раз стратегия, которой Израиль руководствовался в своих действиях против этой террористической организации с момента захвата ею Газы в 2006 году, полностью разрушилась. В ответ на предыдущие серии ракетных обстрелов Израиль ставил перед собой задачу восстановить разумный уровень сдерживания таких обстрелов путем установления умеренной цены для группировки. Для этого была уничтожена часть инфраструктуры по производству ракет и некоторые здания, в которых размещались некоторые представители политического и военного истеблишмента ХАМАСа.

Успех этой стратегии оценивался по продолжительности периода без массированных ракетных обстрелов, который в среднем составлял от двух до четырех лет. В соответствии с этой стратегией ХАМАС должен был оставаться у власти, поскольку альтернативные варианты представлялись еще менее желательными.

Если Израиль свергнет режим ХАМАСа, рассуждали аналитики, то кто займет его место? Скорее всего, «Исламский джихад», или ИГИЛ, и поэтому нам лучше сдерживать ХАМАС и сосредоточить свое внимание на более серьезных угрозах, таких как «Хезболла» и Иран.

Эта стратегическая концепция имела свои преимущества в течение последних 18 лет — с момента после ухода Израиля из Газы.

Время для новой стратегии

Однако теракты, произошедшие в эти выходные, показали, что эта стратегия потерпела крах и на смену ей должен прийти альтернативный план.

ХАМАС доказал, что, по сути, он ничем не отличается от ИГИЛа (запрещенная в России организация). Однако, в отличие от «Исламского государства», которое в настоящее время не функционирует как государство, Исламское государство ХАМАСа де факто существует и сохраняет контроль над территорией сектора Газы и проживающими там двумя миллионами людей.

Прошедшие выходные показали, что Израиль не может позволить жестокому террористическому государству продолжать существовать рядом с ним, и ни одно государство не должно мириться с существованием такого образования. Продолжение существования ХАМАСа из тактической угрозы спорадических ракетных обстрелов превратилось в стратегическую угрозу, с сохранением которой нельзя мириться.

Поэтому единственным приемлемым результатом нынешней войны является безоговорочная капитуляция ХАМАСа и свержение его режима. Это должно быть целью Израиля, и это должно быть целью любого нравственного государства в мире, и все они должны поддерживать и поощрять Израиль в достижении этой цели.

Если война закончится тем, что «Исламское государство» ХАМАСа сохранится, это будет иметь серьезные последствия, которые, несомненно, приведут к более масштабной войне на Ближнем Востоке в ближайшем будущем. «Хезболла» и Иран внимательно следят за действиями Израиля, и если результаты окажутся менее впечатляющими, чем решительная победа, то их выводы будут однозначны: сейчас самое время расширять войну.

В противном случае, если Израиль примет новую стратегическую концепцию и будет добиваться безоговорочной капитуляции и прекращения существования хамасовского «Исламского государства», это будет иметь значительные положительные последствия для всего региона. Наиболее значимым из них будет стимулирование переговоров с Саудовской Аравией и создание сильного западно-ориентированного альянса Израиля и арабских стран Персидского залива против Ирана.

Саудовская Аравия заинтересована в укреплении отношений с Израилем по одной главной причине: Израиль является сильной страной, готовой к решительным действиям против общих врагов. Именно на фоне прогресса переговоров с Саудовской Аравией Иран стремится подорвать их, поощряя эту войну, в надежде, что Израиль будет выглядеть слабым.

Вполне вероятно, что конкретным толчком к действиям ХАМАСа послужил прогресс на этих переговорах, что стало бы большой стратегической потерей для Ирана, его шиитских посредников и суннитских исламистов, таких как ХАМАС.

Более 800 израильтян были убиты, еще более 2200 ранены, и в настоящее время не менее 100 находятся в заложниках в Газе в результате внезапной террористической атаки. В расчете на душу населения это примерно в 10 раз больше убитых граждан, чем погибло в США 11 сентября. Израиль не должен поддаваться искушению вести переговоры об освобождении пленников, а должен принять непоколебимую политику отказа от переговоров с террористами.

Если цель — свержение Исламского государства ХАМАС, то не существует легитимной организации, с которой можно вести переговоры. Остается надеяться, что Израилю удастся вызволить заложников живыми. Но если он пожертвует целью решительной победы ради их безопасного освобождения, то это явно приведет к стимулированию подобных вторжений и, следовательно, будет аморальным и серьезной стратегической ошибкой.

Приведет ли принятие политики безоговорочной капитуляции и прекращения существования режима к вовлечению в войну «Хезболлы»? Согласно прежней стратегической концепции, Израиль стремился избежать широкомасштабной операции в Газе, чтобы не подтолкнуть «Хезболлу» к открытию второго фронта. Но этот расчет уже не оправдывает себя.

Угроза применения «Хезболлой» своего ракетного арсенала против Израиля — это вопрос не «если», а «когда». «Хезболла» создала свой террористический арсенал с единственной целью: напасть на Израиль в удобное для себя время.

Слабая реакция Израиля, безусловно, подтолкнет «Хезболлу» к аналогичному внезапному нападению на Израиль, включая как ракетные обстрелы, так и проникновение в израильские населенные пункты вдоль границы, но в гораздо больших масштабах, чем это было возможно со стороны ХАМАС. Поэтому, возможно, для Израиля даже предпочтительнее взять на себя инициативу по разоружению «Хезболлы» сейчас, в соответствии с израильским графиком, чем ждать, когда в ближайшем будущем, в удобное для «Хезболлы» время, она будет втянута в новую войну.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

 

Похожие статьи