| Херб Кейнон
Херб Кейнон

С каким знаком войдет в историю Нетаньяху?

С каким знаком войдет в историю Нетаньяху?
Фото: NATI SHOHAT/FLASH90

Ровно две недели назад (сейчас кажется, что с тех пор прошла вечность) евреи всего мира собрались в синагогах, чтобы отметить шаббат и праздник Суккот и прочесть те самые памятные слова из книги «Коэлет»: «Всему свое время, для каждого опыта есть свое время под небом... Время для любви и время для ненависти; время для войны и время для мира».

Глава партии «Государственный лагерь» Бени Ганц процитировал эти слова в своем обращении к стране в среду вечером, объявив о присоединении к чрезвычайному правительству. «Есть время для войны и время для мира, — сказал он. — Сейчас наступило время войны».

Он дал понять, что в это военное время все внимание нации должно быть сосредоточено на войне, на победе в ней и на уничтожении противника. Все остальное может и должно подождать. «В данный момент мы все являемся солдатами государства Израиль, — сказал он. — Сейчас время объединиться и победить. Сейчас не время для сложных вопросов, сейчас время для сокрушительных ответов на поле боя».

Наступит время расплаты за убийство в Симхат Тора, время отчета, время распределения вины, время трудных вопросов. Но не сейчас.

Несмотря ни на что, жестокий теракт в предыдущую субботу до жути напоминал (по крайней мере, по степени неожиданности) начало Войны Судного дня полвека назад. Поэтому можно посмотреть на то, что происходило после той войны, чтобы понять, чего следует ожидать после того, как закончится эта война и будут заданы эти трудные вопросы.

После Войны Судного дня произошла глубокая трансформация общества, включая политическое землетрясение, которое изменило страну на несколько поколений.

Выборы в Кнессет, первоначально назначенные на 30 октября 1973 г., из-за войны пришлось перенести на 31 декабря.

Удивительно, но, учитывая кипевший в то время гнев, коалиция премьер-министра Голды Меир, которая до этого доминировала в политике страны, вновь одержала победу, потеряв всего пять мест по сравнению с предыдущими выборами.

Однако уже через месяц после создания коалиции комиссия Аграната, расследовавшая ход войны, опубликовала предварительные обвинительные заключения, что привело к отставке Меир и замене ее на посту лидера «Аводы» Ицхаком Рабином. На следующих выборах 1977 г. к власти пришла партия «Ликуд» Менахема Бегина, использовавшая гнев и недовольство, вызванные действиями «Аводы» во время Войны Судного дня.

Выборы 1977 г. стали первым шагом в политическом переломе в сторону «Ликуда», который с некоторыми перерывами продолжается и по сей день.

Израилю следует готовиться к чему-то подобному, поскольку гнев, обида, страх и боль, которые страна испытывает сегодня, идентичны тем, что были тогда, и неизбежно захлестнут и изменят политический ландшафт, сметая на нем те черты, которые когда-то казались незыблемыми.

Одной из таких черт, вероятно, станет премьер-министр Биньямин Нетаньяху.

«Тяжелая тень этого провала будет преследовать Нетаньяху до последнего дня его жизни, — написал Надав Эяль в своей резкой статье в газете «Едиот Ахаронот» в среду. — Нетаньяху еще не понимает, что его политическая карьера закончилась. Ни один премьер-министр, тем более так долго руководивший Израилем, не может освободить себя от последствий этого краха и ужасающего провала».

Поскольку Нетаньяху занимает пост премьер-министра в общей сложности уже более 16 лет, о том, каким будет его наследие, написано немало.

Будет ли это налаживание отношений с арабскими странами или обвинение во взяточничестве? Выведет ли он экономику в другую стратосферу или запустит план реорганизации судебной системы, который расколет страну? Будет ли он бить тревогу против Ирана или не прислушается к предупреждениям о разрушительных внутренних потрясениях, которые он помог организовать?

После злодеяний, произошедших в минувшую субботу, его наследие будет запятнано случившимся. Поскольку Нетаньяху был лидером страны на протяжении 13 из последних 14 лет, контролировал политику страны в отношении ХАМАС с 2009 г.; поскольку именно он, как никто другой, является архитектором политики Израиля в отношении Газы после вывода оттуда израильских войск в 2005 г., то то, что произошло в субботу, в очень значительной мере является плодом его деятельности. Нетаньяху никогда не сможет избежать этого, и это будет вечной тенью на его наследии.

Как наследие Голды Меир неотделимо от неудач в Войне Судного дня, так и имя Нетаньяху будет связано с бойней в Симхат Тора.

Страна кипит, и большая часть гнева направлена на Нетаньяху.

Один офицер, служащий на юге, рассказал, что в его подразделении, состоящем из боевых солдат резерва, многие из которых придерживаются правых взглядов, гнев на Нетаньяху настолько же силен, насколько высок боевой дух. «Вы не понимаете, — сказал он. — Мы чувствуем, что все должны уйти, что должна быть тотальная зачистка, начиная с Нетаньяху и включая всех: министра обороны Йоава Галланта, главу Шин-Бет Ротема Бара, начальника Генштаба Герци Галеви».

Подобные настроения звучали по всей стране и нашли свое отражение в сценах, снятых на видео в больницах, где их навещали министры, которые на этой неделе в основном держались в тени из-за явной обеспокоенности тем, как их примут.

«Иди домой», — кричал один из мужчин в ролике 12-го канала министру экономики и промышленности Ниру Баркату во время его визита в больницу. Обращаясь к правительству, раненый боец сказал: «Вы все должны уйти».

«Все очень просто, — гневно бросил Баркату другой мужчина. — Вы так много занимались неважными вещами, так много занимались закулисными сделками и тем, кто из друзей министра Давида Амсалема получит какую работу в почтовом ведомстве. Когда вам рассказывали, что происходит в армии, что происходит на юге, вы затыкали рты начальнику штаба и сотрудникам службы безопасности и говорили, что они раскалывают нацию».

Другой инцидент, снятый на камеру, произошел, когда министр охраны окружающей среды Идит Сильман находилась в больнице, и женщина, которую она пыталась успокоить, сказала: Вы, правительство несете ответственность, вы помешали нашему народу двигаться вперед».

Другой мужчина взорвался, крича, чтобы Сильман покинула больницу: «Вы разрушили эту страну. Мы — те, кто останется здесь. Мы поможем, правые и левые, без вас. Теперь наша очередь. Вы разрушили страну». После окончания боевых действий именно с такими настроениями столкнутся Нетаньяху и его правительство, и они, несомненно, изменят политический ландшафт.

На протяжении многих лет Нетаньяху открыто выражал свое восхищение Уинстоном Черчиллем и даже вывесил портрет британского бульдога в своем иерусалимском кабинете.

Нетаньяху не только восхищается Черчиллем, но и, как утверждают некоторые, считает себя его современным израильским воплощением. Черчилль поднял тревогу против Гитлера в то время, когда весь остальной мир пытался его умиротворить; Нетаньяху нравится думать, что он пошел по аналогичному пути в отношении иранских аятолл. Черчилль в одиночку противостоял нацистам; Нетаньяху заявил, что он сделал бы то же самое в отношении иранцев.

Черчилль или Чемберлен

Однако после субботнего погрома некоторые стали сравнивать Нетаньяху не с Черчиллем, а с человеком, которого Черчилль сменил из-за его крайне неудачной политики в отношении нацистов: Невиллом Чемберленом.

Бывший высокопоставленный сотрудник Министерства обороны США Дов Закгейм в своей статье в журнале The Jerusalem Strategic Tribune, представляющем израильские и американские взгляды на международные проблемы, пишет, что в мае 1940 г. бывший министр Лео Эмери, член Консервативной партии, поднялся со своего места, чтобы выступить в Палате общин после провальной кампании Великобритании в Норвегии. Лидер его партии, премьер-министр Невилл Чемберлен, слабо выступил в защиту норвежского фиаско, а некоторые другие уже критиковали премьер-министра. Затем Эмери обрушился на правительство Чемберлена и закончил свое выступление памятными словами Оливера Кромвеля: «Вы просидели здесь слишком долго, чтобы принести хоть какую-то пользу. Уходите, говорю я, и дайте нам покончить с вами. Ради Бога, уходите».

Через три дня Чемберлен подал в отставку, и его сменил Черчилль.

Нетаньяху не уйдет в отставку из-за субботнего фиаско: создание чрезвычайного правительства для управления войной — достаточное доказательство, и никто в «Ликуде» не может или не хочет его заменить.

Однако, как проницательный политик, Нетаньяху, безусловно, знает о настроениях в обществе. Согласно проведенному в среду Центром «Диалог» опросу 620 израильских евреев, 56% населения, в том числе 28% голосовавших за одну из коалиционных партий, считают, что Нетаньяху должен уйти в отставку по окончании боевых действий.

Пока общественность сосредоточена на том, чтобы выиграть эту войну, уничтожить ХАМАС и восстановить израильские силы сдерживания, но наступит и день после войны. И в этот день вся боль, разочарование и гнев, испытываемые сейчас, вырвутся наружу, изменив политический ландшафт.

Как именно это произойдет, пока не ясно, но это произойдет.

Однако, как сказал Ганц в среду вечером, это все задача другого дня. Сегодня главное — победить ХАМАС и выиграть эту войну.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

 

 

Похожие статьи